«Музыкальный фольклор как средство развития музыкальных творческих способностей детей»

Детский музыкальный фольклор – это особенная область народного творчества. Она включает целую систему музыкально-поэтических жанров. Фольклорная музыка рождалась и жила в действии: играх, обрядах, труде.

Песенки, попевки, прибаутки потешки, загадки называют жемчужинами фольклора. Они оказывают воздействие не только на разум ребенка, но и на его чувства. Поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются детьми.

Первое знакомство детей с фольклором начинается с малых форм: потешек, прибауток, пестушек. С их помощью мы прививаем детям навыки правильной грамотной, эмоционально-окрашенной речи (“Ладушки”, “Сорока”, “Заинька”, и т.д.).

В более старшем возрасте на музыкальных занятиях дети знакомятся с прибаутками. Прибаутка – смешной небольшой рассказ или смешное выражение, которые потешают детей. Сопровождаются они определенными игровыми действиями, например “Коза”:

В среднем дошкольном возрасте начинаем знакомить детей с русскими народными песнями. Они очень разнообразны по содержанию, музыкальному строю и характеру исполнения. Через одни песни дети знакомятся с жизненными и природными явлениями (осенние, весенние хороводы), другие несут в себе забаву, игру - «Шел козел по лесу».

Мелодии русских народных песен предельно простые. Впервые дети сталкиваются с ними ещё в бессознательном возрасте, когда мама поёт им колыбельные. Становясь старше, через музыку они познают культуру своей страны.

Народные песни создавались голосом, без помощи музыкальных инструментов. Поэтому и «Как у наших у ворот», и «Валенки» так легко петь. Они удобны и для детского исполнения – даже маленький ребенок усвоит мотив. Важно правильно подбирать мелодии. Они должны быть удобны для ребенка – никакого напряжения и крика!

Главное назначение песни – привить любовь к прекрасному, воспитывать эстетический вкус. Современные физиологи, психологи однозначно доказали благотворное влияние хорошей музыки, а особенно народной на физическое и психическое состояние человека, ребенка. Народные песни чаще исполняем с детьми в хороводе, обыгрывая различными движениями. Разучив песню, предлагаем детям творчески импровизировать в движениях – “как душа просит”. Дети всегда с радостью подхватывают это.

В старшем дошкольном возрасте знакомим с жанром частушки. Через него дети учатся понимать шутку, юмор. Исполнение часто сопровождается игрой на народных инструментах: трещотках, ложках и др.

Еще одним важным жанром фольклора является игра. Народные игры как жанр устного, музыкального народного творчества являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей. В веселой игровой форме дети знакомятся с обычаями, бытом русского народа, трудом, бережном отношении к природе.

Мы планируем проведение фольклорных праздников согласно народному календарю. Осенью – “Покров”, “Капустные посиделки”, зимой – “Масленица”, весной – “Встреча птиц”, “Пасха”, “Красная горка”.

На занятиях и праздниках используем народные инструменты: свистульки (окарины) разной формы и звучания, с помощью свистулек дети учатся имитировать пение различных птиц: кукушки, воробья, соловья и др., трещотки, ложки и т.д.

Ни один праздник не обходится без игр, где дети учатся общаться друг с другом. В процессе игры развиваются уважение, реакция, терпение, ловкость, находчивость. Через игру дети знакомятся с бытом и нравами русского народа (“В хороводе были мы”, “Как у нашей Дуни”, “Веселая ткачиха”). Часто на музыкальных фольклорных праздниках родители принимают непосредственное участие. Занятия по фольклору не ограничиваются рамками дошкольного учреждения.

Народное творчество – кладезь, неисчерпаемый родник, который несет всем нам, а особенно детям, добро, любовь, помогает формировать интересную личность ребенка – гражданина России, патриота.

Подготовила:

музыкальный руководитель

МАДОУ «Детский сад №14»

Назарова Марина Николаевна



Телефоны администрации

8 (40143) 3-60-14

8 (40143) 3-60-15

8 (40143) 3-60-06