Тезисы выступления Статс-секретаря – заместителя Министра экономического развития Российской Федерации А.В. Поповой

Тезисы выступления Статс-секретаря – заместителя Министра
экономического развития Российской Федерации А.В. Поповой на совещании статс-секретарей – заместителей руководителей федеральных органов исполнительной власти по вопросу “Законодательное обеспечение модернизации и повышения качества жизни в целях устойчивого развития Российской Федерации”, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, 2 февраля 2010 г.

Уважаемые коллеги!

В 2009 году в России удалось реализовать ряд законодательных мер, направленных на сокращение административной нагрузки на бизнес. Ключевая из них - принятие закон 294-ФЗ «О защите прав предпринимателей при осуществлении государственного контроля» и ряд других важных мер. Однако это только первый этап в программе планируемых мер по сокращению административных барьеров.
Важность данных мер обусловлена, прежде всего, тем, что именно снижение административного вмешательства генерирует дополнительный рост экономики. Административное вмешательство в большей степени негативно отражается на малом бизнесе, самом динамичном и чувствительном к комфортной бизнес-среде секторе экономики.
Поэтому тренд на сокращение административных барьеров, на недопущение появления новых барьеров будет первоочередным в законопроектной работе Минэкономразвития России и других федеральных органов исполнительной власти.
Так, мы продолжим совершенствование законодательства в сфере контрольно-надзорной деятельности. В первую очередь это касается поправок в кодекс об административных правонарушениях, устанавливающих ответственность проверяющего за несоблюдение законодательства при проведении проверок. Чиновник, допустивший нарушение порядка проведения проверки будет нести ответственность в виде штрафа, а результаты такой проверки, должны быть признаны недействительными.
Мы также продолжим работу над расширением уведомительного порядка начала бизнеса. Имеющаяся статистика, по итогам 2009 года, показывает, насколько важным является введение данного порядка. За пять месяцев действия данной нормы начали деятельность в уведомительном порядке более 10 тыс. предпринимателей, подано 14 тыс. уведомлений.
В конце 2009 года были приняты поправки, вводящие в уведомительный порядок еще дополнительно в 7 видах деятельности. В 2010 планируется уведомительный порядок распространить на все сферы, возможно, кроме лицензируемых сфер деятельности и немногих исключений, прямо поименованных в законе.
Другими нормами, приведшими к резкому снижению необоснованных проверок бизнеса, стали нормы о сокращении оснований для внеплановых проверок и необходимости согласования проведения внеплановой проверки малого бизнеса с органами прокуратуры. По данным Генеральной Прокуратуры за 2009 год поступило более 37 тыс. заявлений о проведении внеплановых проверок, из которых согласовано только 19 тыс. То есть почти в 50% случаях проверяющим было отказано. Причем по регионам также статистика разная. Например, в Москве количество отказов составило 77%, а в Воронежской области – 29%.
Внимательно проанализировав данную ситуацию, Правительство России поддержало предложение общественных организаций бизнеса о распространении данной нормы на проверки всех без исключения юридических лиц, а не только малого бизнеса.
В 2010 году будет продолжена работа по сокращению лицензируемых видов деятельности, а также по унификации порядка лицензирования. В настоящее время 88 видов деятельности подлежат лицензированию в порядке, предусмотренным законом 128-ФЗ « О лицензировании» и еще порядка 92 – на основании специальных законов. Анализ норм этих законов показывает наличие значительных барьеров при осуществлении лицензирования в соответствии со специальными законами.
Это и нечеткость описания сфер деятельности, подлежащих лицензированию, и непрозрачность процедур, возможность требовать любые документы, требовать проведения многочисленных исследований и экспертиз, которые зачастую носят платный характер, а короткий срок, на который выдается лицензия приводит к необходимости постоянно повторять эти экспертизы и исследования.
Минэкономразвития России готовит комплексный законопроект, предусматривающий унификацию порядка лицензирования, удлинение сроков выдачи лицензий, и введение нормы об автоматическом продлении срока действия лицензии, если не было нарушений со стороны лицензиата.

Большой потенциал снижения административной нагрузки находится в области саморегулирования. В 2010 году будет продолжена работа по замене лицензирования и государственного контроля в ряде сфер деятельности саморегулированием. Такими сферами могут быть ветеринария, технический осмотр автотранспортных средств и другие.
Также необходимо принять поправки в законодательство о саморегулируемых организациях, регламентируя порядок осуществления контроля на всех уровнях:
- государственного контроля за саморегулируемыми организациями,
- ответственность СРО за качественное выполнение своих функций и
- контроля СРО за своими членами.
Это позволит уменьшить расходы государственного аппарата на осуществление контроля в этих сферах и ввести рыночные инструменты регулирования.
Еще одной системной мерой, позволяющей заменить государственный контроль рыночным, над которой сейчас ведется системная работа, является страхование ответственности. Здесь можно отметить подготовленный ко второму чтению Правительственный законопроект о замене лицензирования в 5 видах деятельности.
Как системную меру можно, используя европейский опыт, рассмотреть и ввести в законодательство норму, что если ответственность предпринимателя должным образом застрахована, государственный контроль за ним осуществляется либо в сокращенной форме, либо вовсе отсутствует. Тогда у предпринимателя будет выбор – либо повышать финансовую ответственность, либо подвергаться в полной мере контролю со стороны государства.
Я остановилась на общесистемных мерах, направленных на снижение административной нагрузки на бизнес. Однако, много административных барьеров лежит в плоскости отраслевого законодательства. Во многих сферах (например, в сельском хозяйстве) законодательство не менялось десятилетия и не отвечает потребностям модернизационной экономики.
В ноябре 2009 года Правительством был утвержден план проведения работ по реинженирингу контрольно-надзорных и разрешительных процедур в отраслях. По мере проведения данной работы готовятся системные изменения в законодательство по сокращению конкретных административных барьеров. Уже подготовлены предложения в области сельского хозяйства, образования, строительства. Основные законы будут внесены в течение 2010 года.
В то же время комплексная оптимизация услуг и снижение административных барьеров предполагает необходимость серьезного пересмотра и изменения законодательства на региональном и местном уровнях власти, так как многие барьеры находятся как раз на этих уровнях. Это наглядно иллюстрирует исследование всемирного банка, по данным которого при одинаковой федеральной законодательной базе срок получения разрешения на строительство в Ростове на Дону составляет 194 дня, а в Воронеже 1207 дней, в Казани 350, а в Москве 704. Также существенно, на порядок разнятся затраты на получения данной услуги.
Совершенствование законодательства, порядка оказания государственных услуг на федеральном и региональном уровне потребует в 2010 году серьезной совместной скоординированной работы.
Хотелось бы также остановиться на теме предоставления государственных и муниципальных услуг при осуществлении разрешительных функций и юридически значимых действиях.
Государственной Думой принят в первом чтении законопроект «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», цель которого - создание системных условий для обеспечения качества предоставления государственных и муниципальных услуг.
Важные нормы этого закона – запрет с 2012 года требовать у получателя услуги предоставления документов, справок, согласований, если запрашиваемая информация уже содержится в государственных или муниципальных информационных ресурсах. Понятно, что это потребует другого уровня взаимодействия органов власти при предоставлении услуг, внедрения информационных технологий, межведомственного электронного документооборота.
Другим важным направлением совершенствования процесса оказания госуслуг является их перевод в электронную форму.
Как вы знаете, в декабре 2009 года начал работать портал государственных услуг, во многих субъектах создаются региональные порталы государственных услуг. Активно ведется работа по переводу 74 приоритетных, наиболее массовых федеральных услуг в электронный вид, подготовлен перечень региональных услуг, рекомендуемых для их оказания в электронной форме. Особо хочу подчеркнуть значимость этой работы, особенно на региональном уровне, особенно в таких сферах как получение разрешений на строительство.
Другое важное направление - регламентация взимания платы при предоставлении услуг. Перечень платных услуг должен быть исчерпывающим, понятным и публичным, а стоимость регламентирована нормативным актом органа, оказывающего услуги на основе принятой методики ее расчета. Эти нормы также нашли свое отражение в проекте федерального закона.
Кроме того, уже первый этап работы над переводом услуг в электронную форму выявил несовершенство законодательства, не предусматривающего, а во многих случаях содержащего прямые запреты на электронное взаимодействие. Сейчас ведется работа над подготовкой поправок в различные федеральные законы для обеспечения оказания услуг в электронной форме.
В заключении хотела бы еще раз обратить внимание на важность намеченных мер для построения модернизационной экономики, в которой эффективный бизнес взаимодействует с эффективным государством.



Телефоны администрации

8 (40143) 3-60-14

8 (40143) 3-60-15

8 (40143) 3-60-06