Привокзальная площадь

Привокзальная площадь

Первый железнодорожный вокзал в Гумбиннене был построен в конце XIX века, вскоре после открытия железной дороги Кенигсберг — Эйдкуннен. Это было кирпичное строение с залом ожидания, билетными кассами, рестораном, служебными помещениями.     

4 июня 1860 года состоялось открытие ж/д ветки Кенигсберг (Калининград) - Гумбиннен (Гусев) - Айдкунен (Чернышевское) «королевской восточно-прусской железной дороги» и ж/д вокзала. Гумбиннен, таким образом, был включен в железнодорожную сеть Германии и соединен с «остальным миром». С тех пор главная ж/д артерия Восточной Пруссии длиной 740 км пролегла от Берлина через Кенигсберг и Гумбиннен до границы с Российской империей.

Для заправки паровозов водой возле вокзала была построена водонапорная башня высотой 15 м и объемом 50 куб. м.

Во время Великой Отечественной войны бойцы Красной Армии в тяжелейших условиях восстанавливали железнодорожный узел Гумбиннена для того, чтобы открыть путь на Кенигсберг (Калининград) для доставки боеприпасов и продовольствия из освобожденных от фашистов городов Советского Союза. Железная дорога заработала для фронта и для Победы. Уже на третий день после завершения победного штурма Кенигсберга в город по главному пути пришли первые эшелоны с грузами.   

Во время штурма Гумбиннена в январе 1945 г. здание получило большие повреждения, но вскоре вокзал был восстановлен. Привокзальная площадь стала намного больше довоенных размеров за счет сноса ряда старых немецких построек.

В августе 1946 года железнодорожный вокзал Гумбиннена, став центром массового прибытия в Калининградскую область переселенцев из областей России, Белоруссии, автономных республик, встречал первый эшелон новых жителей.   

В 70-е годы привокзальная площадь встречала переселенцев из Мордовии и Чувашии для работы в сельском хозяйстве и на крупнейших предприятиях города. После распада СССР в 1990 году последовала волна мигрантов из Прибалтики, Казахстана, Кавказа и Средней Азии. В начале 2000-х люди ехали по программе переселения наших соотечественников из стран СНГ.

На привокзальной площади в 1970 г. к 25-летию Победы в Великой Отечественной войне установлен памятник воинам, погибшим при штурме Гумбиннена в январе 1945 г. Автор проекта Н.П. Тищенко.

В 2020 году Гусев стал победителем в III Всероссийском конкурсе лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях. В рамках проекта планируется реконструкция Привокзальной площади.

Привокзальная площадь в городе Гусеве Калининградской области (до 1946 года центр округа Восточной Пруссии Гумбиннен) — значимое место, «лицо города». Железнодорожная станция Гусев (Гумбиннен) с момента основания и до настоящего момента – объект, связывающий Европу с большой Россией.

Town station

The first railway station in Gumbinnen was built soon after railroad Konigsberg-Eydkunnen opening at the end of the XX century. It was a brick structure with a waiting room, ticket offices, restaurant, and service premises. The water tower 15 m high and of 50 CBM for filling of engines with water near the station was constructed.

During Gumbinnen's storm in January, 1945 the building was strongly damaged, but soon the station was restored. The last reconstruction of the building was in 2004.

The station square became much more pre-war due to demolition of a number of old German constructions.

The monument to the soldiers who were lost at storm of Gumbinnen in January, 1945 of the author N. P. Tishchenko was placed into the station square in 1970 to the 25th anniversary of the Victory in the Great Patriotic War.

AKIL9188-1_cmyk_retush_thumb.jpg

AKIL9201-1.jpg

square_retush_red.jpg



Телефоны администрации

8 (40143) 3-60-14

8 (40143) 3-60-15

8 (40143) 3-60-06

Официальный сайт Администрации муниципального образования "Гусевский городской округ"
© 2024, admgusev.ru
Top.Mail.Ru