Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований как мера профилактики нарушения.

Действующее законодательство о государственном контроле (надзоре) основано на принципе приоритетности проведения профилактических мероприятий по отношению к контрольным (надзорным) мероприятиям (проверкам, рейдовым осмотрам, инспекционным визитам и др.). Важность профилактики нарушений обязательных требований сложно переоценить, ведь «предупредить болезнь» всегда лучше и эффективнее, чем бороться с недугом и его последствиями. Остановимся на одном из основных инструментов профилактики нарушений – предостережении о недопустимости нарушения обязательных требований.

Управлением Росреестра по Калининградской области в связи с выявленными признаками самовольного занятия земель, нецелевого использования земельных участков и неиспользования земельных участков, предназначенных для целей строительства, в 2023 году объявлено более 4 тысяч предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований, в первом полугодии 2024 года – порядка 2 тысяч предостережений. Единственной и главной целью предостережений являлось информирование лиц, которым они объявлены, об обнаруженных признаках нарушений в их действиях (бездействии), акцентирование внимания на недопустимость совершения нарушений и побуждение к добровольному прекращению действий (бездействия), в которых содержатся признаки нарушения.

Стоит отметить, что в отличие от предписания предостережение не является обязательным для исполнения, ответственность за его неисполнение не предусмотрена. Дело об административном правонарушении в связи с объявлением предостережения не возбуждается, ведь факт нарушения не установлен, обнаружены лишь его признаки или зафиксирован момент подготовки к совершению правонарушения. Именно в этом и заключается смысл профилактики нарушений: не применять карательные меры по факту нарушения, а принимать меры к недопущению совершения административного правонарушения.

Предостережение всегда содержит предложение принять конкретные меры по обеспечению соблюдения обязательных требований. При этом оно не может содержать требование о представлении каких-либо сведений или документов. Контролируемое лицо не обязано представлять в надзорный орган отчет о принятых мерах по обеспечению соблюдения обязательных требований, такая обязанность законом не предусмотрена. Но и игнорировать предостережение не стоит: если какие-то меры в связи получением предостережения предприняты, а тем более, когда нарушение устранено, всегда лучше проинформировать об этом контрольный (надзорный) орган. Если же контролируемое лицо продолжает осуществлять действия, имеющие признаки нарушения, например, продолжает использовать участок, не принимая мер к оформлению прав на него, несмотря на объявленное ранее предостережение, то органом надзора может быть решен вопрос о проведении контрольного (надзорного) мероприятия, например, проверки, по итогам которого могут быть уже применены меры административной ответственности и выдано предписание, исполнение которого будет носить обязательный характер, а его неисполнение будет уже административно наказуемо.

На случай, если контролируемое лицо не согласно с предостережением, законом предусмотрена возможность направления в контрольный (надзорный) орган возражения на предостережение. И здесь нужно помнить о сроках. Направить возражение в Управление можно не позднее 30 дней со дня получения предостережения.

Возражение обязательно будет внимательно изучено, контролируемому лицу не позднее 30 дней будет направлен письменный ответ с обоснованием позиции Управления, а сведения о поступившем возражении будут внесены в Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий.

Подведем итог:

Предостережение – это разъяснение контрольного (надзорного) органа по конкретным обстоятельствам с указанием возможных негативных последствий для граждан в случае совершения ими административного правонарушения. Это форма наименее обременительного воздействия контрольного (надзорного) органа для граждан и организаций, нежели привлечение их к административной ответственности.

 

 

 

Отдел государственного земельного надзора, геодезии и картографии

Управления Росреестра по Калининградской области




Разделы меню

Градостроительство, недвижимость и земельные ресурсы

Телефоны администрации

8 (40143) 3-60-14

8 (40143) 3-60-15

8 (40143) 3-60-06

Редакция сетевого издаиния "Официальный сайт Администрации муниципального образования "Гусевский городской округ"
Учредитель: администрация муниципального образования «Гусевский городской округ» email: cityhall@admgusev.ru тел. 8 (40143)36006
Главный редактор: Семенова К.Н. email: presscentr@admgusev.ru тел. 8 (40143)36121
© 2024, admgusev.ru
Top.Mail.Ru