Новое в земельном законодательстве

   Нормы земельного права являются одними из самых сложных в российском праве. Они постоянно реформируются, однако ситуация с землей от этого проще не становится. За последнее время внесено существенное количество поправок и новаций в земельное законодательство РФ. Рассмотрим наиболее существенные из них.

Понятие "земельный участок"

   Одним из существенных новшеств в земельном законодательстве является введение в Земельный кодекс гл. I.1 "Земельные участки", в которой даются новое определение земельного участка и базовые понятия земельного права, в том числе основания возникновения земельных участков и порядок их образования.
  
Согласно ст. 11.1 ЗК РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Ранее границы описывались и удостоверялись в установленном порядке.
  
Остановимся более подробно на вопросе определения границ земельного участка, поскольку исходя из определения, данного в ЗК РФ, можно сделать вывод, что в случае если границы не определены в установленном законом порядке, часть земной поверхности нельзя считать земельным участком. Соответственно, в отношении такой земельной поверхности нельзя осуществлять вещные права, предусмотренные гражданским законодательством (продавать, сдавать в аренду, вносить в залог и т.д.).
  
Согласно ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) описание местоположения границ объекта недвижимости (земельного участка) входит в состав сведений государственного кадастра недвижимости.
 
В соответствии со ст. 38 Закона N 221-ФЗ границы земельного участка также отражаются в межевом плане. В п. 7 данной статьи указано, что местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, "то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части" (данное уточнение внесено Законом N 141-ФЗ).
  
Таким образом, определение границ неразрывно связано с определением координат характерных точек границ. При этом немаловажным моментом при определении границ является согласование границ земельного участка с лицами, обладающими смежными земельными участками (ст. 39 Закона N 221-ФЗ).
  
Новая глава Земельного кодекса закрепляет перечень оснований образования земельных участков. Так, согласно ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе (ст. 11.4 ЗК РФ), объединении (ст. 11.6 ЗК РФ), перераспределении земельных участков (ст. 11.7 ЗК РФ) или выделе из земельных участков (ст. 11.5 ЗК РФ), а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
  
Каждая из указанных статей регламентирует тот или иной вид образования земельного участка. При этом обособленно стоит образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
  
Необходимо отметить, что в соответствии с п. 5 ст. 11.2 ЗК РФ образование земельных участков из земельных участков, находящихся в частной собственности и принадлежащих нескольким собственникам, осуществляется по соглашению между ними. Исключение составляет выдел земельных участков в счет доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения. В этом случае применяется порядок, предусмотренный Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
  
Образование земельных участков может происходить в обязательном порядке независимо от согласия собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков на основании решения суда.
  
Хотя Закон N 141-ФЗ и устанавливает порядок, способы образования земельных участков, а также предусматривает правовые последствия проведения указанных действий, остаются вопросы, ответы на которые, возможно, со временем даст правоприменительная практика.

Отказ от собственности или бесхозяйные участки

   Одним из важнейших нововведений является упрощение процедуры отказа от земельного участка, принадлежащего на праве собственности, праве пожизненного наследуемого владения или праве постоянного (бессрочного) пользования. Ранее данная процедура была предусмотрена ст. 53 ЗК РФ (с дополнениями, внесенными Федеральным законом от 18.12.2006 N 232-ФЗ).
  
Существенно изменилась сама процедура отказа собственника от принадлежащего ему земельного участка. В новой редакции п. 2 ст. 53 ЗК РФ установлены порядок и последствия отказа от права собственности на земельный участок.
  
Отказ представляет собой одностороннюю сделку, которая осуществляется путем подачи собственником участка заявления об отказе в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Право собственности на участок прекращается с даты государственной регистрации прекращения указанного права.
  
В отличие от ранее действовавшего положения, согласно которому отказ лица от принадлежащего ему права на земельный участок (подача заявления об отказе) не влечет за собой прекращение такого права, измененный Законом N 141-ФЗ порядок потребовал внесения соответствующих изменений и в Гражданский кодекс РФ.
  
Так, изменения внесены в ст. 225 ГК РФ. Теперь бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
  
Это нововведение с учетом дополнений, внесенных в Земельный кодекс, имеет чрезвычайно важное значение: исключается возможность правового режима бесхозяйной недвижимой вещи в отношении земельного участка, от права собственности на который собственник отказался. Земельный участок более не может быть бесхозным.
  
Таким образом, теперь заявление подается не в исполнительный орган власти, а в регистрирующий орган, что, с одной стороны, уменьшает количество инстанций, которые необходимо пройти, а с другой стороны, экономит время "отказника".
  
Кроме того, отныне земельный участок не может длительное время находиться без собственника, поскольку подлежит немедленному закреплению в собственность города или района, в котором он находится.

Порядок приобретения земельных участков

   Существенные изменения внесены в Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ). Речь идет о новой редакции абз. 2 п. 1 ст. 2 и новом абз. 3 этого же пункта. Данные изменения и дополнения заметно облегчают положение коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей как покупателей государственных земельных участков, являющихся собственниками зданий, строений и сооружений, если эти здания были возведены на земельных участках вместо разрушенных или снесенных и ранее отчужденных из государственной или муниципальной собственности зданий, строений, сооружений.

Объединение Росрегистрации, Росземкадастра и Агентства геодезии и картографии

   Принятие Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", вступившего в силу с 1 марта 2008 г., привело к отмене Федерального закона "О государственном земельном кадастре". Коль создается Единый реестр государственного кадастра недвижимости, необходимо, чтобы все соответствующие функции выполнял один орган. В связи с этим с 25 декабря 2008 г. Указом Президента РФ были упразднены Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и Федеральное агентство геодезии и картографии. В результате в структуре федеральных органов власти был создан орган, который объединил почти все полномочия в отношении объектов недвижимого имущества.
 
Предполагается, что объединение указанных ведомств будет проходить поэтапно в течение двух лет начиная с 1 января 2009 г. Реорганизация ведомств связана с тем, что накоплен большой негативный опыт обращения с недвижимостью: многочисленные жалобы населения; отсутствие электронных карт, которые позволили бы регистрировать сделки с недвижимостью; развитие системы кадастрового учета и перерегистрации сделок практически буксует на месте. Это видно на примере так называемой дачной амнистии: граждане, несмотря на внесенные в законы поправки, ходят от одного ведомства к другому и не могут зарегистрировать свое имущество, которым владеют уже долгое время.
  
Объединение трех ведомств позволит сократить бюрократические процедуры, связанные с регистрацией недвижимости. При этом при внедрении новой системы учета и регистрации прав на недвижимое имущество старую систему ломать не будут.
  
Федеральная регистрационная служба переименована в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии с возложением на нее функций по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также инфраструктуры пространственных данных РФ (Указ Президента РФ от 25.12.2008 N 1847 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии").
  
В переходный период функции одной структуры будут временно исполнять различные органы. Так, к примеру, до 1 января 2010 г. кадастровый паспорт на здание, строение, помещение можно будет получить только в БТИ, а для проведения сделок с землей необходимо получить кадастровый план. Вот и получается что на сегодняшний день система "одного окна" пока не работает. И гражданам, как и прежде, приходится ходить по инстанциям для оформления прав на строения и земельные участки.
  
Огромное количество законов о внесении поправок говорит о том, что российское законодательство несовершенно. Надо учитывать и еще одну российскую особенность: к сожалению, не всегда у нас на практике работает тот или иной порядок, предусмотренный законом. Насколько жизнеспособными окажутся рассмотренные выше нововведения и поправки в земельное законодательство, покажет правоприменительная практика.

Е.Абрамов Юрисконсульт Департамента консалтинга ЗАО АК "АРТ-Аудит"




Разделы меню

Градостроительство, недвижимость и земельные ресурсы

Телефоны администрации

8 (40143) 3-60-14

8 (40143) 3-60-15

8 (40143) 3-60-06

Официальный сайт Администрации муниципального образования "Гусевский городской округ"
© 2024, admgusev.ru
Top.Mail.Ru