Поможем малышу играя, развиваться и учиться говорить!
В МАДОУ «Детский сад № 11 Центр развития ребенка» большое значение уделяется развитию речи детей с самого раннего возраста.
Формирование речи – это процесс, который охватывает несколько возрастных этапов. Особенно продуктивным и важным в этом плане является период раннего дошкольного возраста и во многом определяет его будущее развитие.
Для становления и развития личности ребёнка очень важны игры, поскольку они являются не только инструментами его самовыражения, но, также, и способом познания окружающего мира и адаптации к нему.
Почему же, игра так важна для ребенка? Да потому, что игра – это приобретаемый ребёнком опыт думать и говорить.
Конечно, игровые действия малыша (особенно первые) возникают в совместной игре со взрослыми. Если родители уделяют внимание игре малыша, играют вместе с ним, его интерес к играм с сюжетными игрушками постепенно будет усиливаться, он все чаще сможет начинать играть не только по инициативе старших, но и по собственному побуждению.
Уважаемые мамы, бабушки, папы, дедушки. Предложенные ниже игры и упражнения (с кубиками, мячиками, плюшевыми игрушками и т.п.) помогут Вашим малышам быть любознательными, сообразительными, внимательными, разговорчивыми.
Приятных Вам совместных игр!
1. Игры с кубиками (крупным конструктором)
Дети очень любят играть с кубиками. Предложите ребенку поиграть в игру «Башню ловко строю я!». Возьмите большие и маленькие кубики. Из больших кубиков получается высокая башня, из маленьких низкая (так с помощью кубиков изучаем размер предметов). Сколько кубиков в башне? (вот уже и первый счет). Ребенку 2-3-х лет можно предложить построить башню, такую же, как у Вас. Таким образом, ребенок будет учиться воспроизводить образец, будет знакомиться с понятием последовательности. И конечно, проговаривайте все то, что вы делаете.
Еще одна игра, под названием «Мы строители». Итак, Ваш малыш уже давно умеет ставить кубик на кубик, теперь строительный набор (обычно в наборе кубиков бывают и кубики, и кирпичики, и конусы, и цилиндры) открывает для него безграничное поле для развития фантазии и воображения. Ведь вместе с ним Вы можете построить: дома, замки и башни! Гаражи, дороги, мосты. А пока Ваш малыш строит, можно рассказать ему стихотворение:
Можно из кубиков башню построить,
Можно гараж для машины устроить.
Если из кубиков горку собрать —
Можно из шкафа варенье достать!
2. Игры и упражнения с мячом
С большим удовольствием дети всегда играют в мяч. Предложите малышу поиграть в игру «Послушный мячик». Пусть ребенок катает мяч между ладошками, а взрослый расскажет стихотворение:
Вот какой послушный мячик!
Не шалит он и не скачет.
Будем в мячик мы играть,
Станем мы его катать.
Заинтересует малыша и игра «Найди ежиков». Взрослый раскладывает мячи «ежики» по комнате и загадывает ребенку загадку (обязательно с показом картинки ежа)
Под соснами, под елками
лежит мешок с иголками
Ребенок отгадывает загадку и ориентируясь в пространстве (по комнате) собирает мячики под столом, под стулом, на полке и т д. берет по одному мячу и говорит (по возможности) где нашел «ежика».
Следующая игра «Соберем в корзинку, разноцветные соринки». Взрослый также разбрасывает по комнате разноцветные мячи (основных цветов: красные, синие, желтые, зеленые). Ребенок собирает их по цветам в корзинки того же цвета и по возможности проговаривает «Это синий мяч и т.д.»
Предложите малышу игру «Песенка звуков». Нужно петь любой гласный звук (А или О, или У) и одновременно прокатывать мячик по столу или на полу, или по ладошкам. А когда малышу надоест петь, пусть он будет «Барабанщиком» и барабанит по мячу ладонями, по сигналу «стоп», прекратит стучать по мяч «барабану.
3. Игры и упражнения, с использованием мягких игрушек (для стимулирования речи у «неговорящих» детей)
Дети очень любят игру «Прятки». Возьмите книгу, где, например, на последней страничке нарисован щенок или другой персонаж. Скажите ребенку: «Я видела, как щенок спрятался в этой книжке. Давай его найдем». Малышу надо будет перелистывать страничку за страничкой, чтобы отыскать щенка. Затем рассмотрите с малышом картинку (дайте ему в руки плюшевую игрушку), выразительно расскажите ему двустишия, предлагаем малышу произнести звукоподражания вместе:
Гав! Гав! Я с детками играю.
Гав! Гав! Я деток ни кусаю.
Можно поиграть и в игру «Мои игрушки». Рассмотрите с ребенком картинки (или игрушки), выразительно расскажите ему стихотворение и предложите ребенку вместе произносить звукоподражания.
Я люблю свои игрушки — киску, зайку и лягушку,
Заводного петушка, и пушистого щенка.
Мяу-мяу! — киска плачет.
Ква-ква-ква! — лягушка скачет.
Гав-гав-гав! — кричит щенок.
Ку-ка-ре-ку! — петушок.
Я люблю свои игрушки, и подолгу в них играю.
Киску, зайку и лягушку на машине я катаю.
Т.В. Кузнецова, учитель-дефектолог
МАДОУ «Детский сад №11
Центр развития ребенка»
Все информационные материалы Официального сайта Администрации муниципального образования «Гусевский городской округ» Калининградской области могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, в сети Интернет или на любых иных информационных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.
Необходимым условием перепечатки при использовании материалов является ссылка на Официальный сайт Администрации муниципального образования «Гусевский городской округ» Калининградской области (https://www.admgusev.ru).
Никакого предварительного согласия на перепечатку материалов от Администрации муниципального образования «Гусевский городской округ» не требуется.