Игры, способствующие развитию мышления детей старшего дошкольного возраста

Безусловно, всех родителей, чьи дети стоят на пороге выхода из дошкольного учреждения, волнует вопрос: «Будет ли мой ребенок успешен в школе?». Конечно, поступление ребенка в школу – это очень ответственный и волнительный момент, как для самого ребенка, так и для его родителей.

Психологические исследования свидетельствуют о том, что в период дошкольного детства у ребенка наиболее плодотворным образом идет формирование познавательных процессов и к моменту поступления ребенка в школу все основные виды познавательных процессов уже должны быть сформированы, хотя бы в начальном виде. Однако, практический опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста свидетельствует о том, что далеко не все дети всесторонне развиты для успешного вхождения в учебную деятельность в школе. Понимая важность подготовки к школе, даже за несколько месяцев до начала занятий, можно организовать целенаправленные развивающие занятия с детьми, которые помогут им на этом новом этапе жизни.

Ни для кого не секрет, что лучшая форма обучения ребенка дошкольного возраста – это игра, а увлеченная и заинтересованная игра родителей со своим ребенком помогает развитию таких составляющих личности малыша, как его внимание, воображение, память, речь и конечно мышление.

Мышление – это процесс познания человеком действительности с помощью мыслительных процессов – анализа, синтеза, рассуждений. В дошкольном возрасте тесно взаимодействуют три основные формы мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое. Наглядно-действенное мышление особенно интенсивно развивается в младшем возрасте. На основе наглядно-действенного мышления формируется более сложная форма мышления – наглядно-образное, а к шести-семи годам начинается более интенсивное формирование словесно – логического мышления, которое связано с использованием и преобразованием понятий. Данные формы мышления тесно связаны между собой и образуют единый процесс познания реального мира.

Различные игры и упражнения, конструирование, лепка, рисование, чтение развивают у ребенка такие мыслительные операции как обобщение, сравнение, установление причинно – следственных связей, способность рассуждать. Данные многих исследований говорят о том, что дети старшего дошкольного возраста имеют высокую степень обучаемости, но, к сожалению, очень часто потенциальные способности детей остаются неразвитыми.

Многое могут сделать для ребенка в этом отношении родители. Обучение лучше осуществляется в самом привлекательном для дошкольников виде деятельности – игре. Важное достоинство игровой деятельности – это внутренний характер ее мотивации. Дети играют потому, что им нравится сам игровой процесс. Развивающие игры делают учение интересным занятием, порождают интерес к окружающему миру.

Конечно, игры на развитие мышления должны проводиться систематически и проводить такие игры можно не только дома. Это можно делать на прогулке, по дороге домой и даже во время занятий домашними делами. По моему мнению, самое важное в этом деле – создать положительный эмоциональный настрой. Если ребенок по какой-то причине не хочет заниматься, перенесите занятие на более подходящий для этого момент.

Предлагаю упражнения, которые направлены на развитие, как мышления, так и речи ребенка. Эти упражнения можно превратить в интересную игру. В игре вы можете установить правило – за верный ответ ребенок получает какую-то другую награду. Это вызывает дополнительную заинтересованность в игре.

Игра «Найди пару»

Ребенок в возрасте 5-6 лет уже довольно легко находит главный признак в знакомых ему предметах, свободно объединяет предметы в группы на основе выделения главного признака. Предложите ребенку разбить на пары предметы, выделяя главный признак (например, собака и кошка – это домашние животные и т.д.)

1.jpg

Игра «Найди лишнее слово»

Прочитайте ребенку серию слов. Каждая серия состоит из четырех слов. Три слова объединены по общему для них признаку, а одно слово отличается от них и должно быть исключено. Предложите определить слово, которое является «лишним» и объяснить, почему он так решил.

1. Ложка, тарелка, кастрюля, сумка.

2. Яблоко, слива, огурец, груша.

3. Платье, свитер, рубашка, шапка.

4. Береза, дуб, земляника, сосна.

5. Мыло, зубная паста, метла, шампунь.

6. Хлеб, молоко, творог, сметана.

7. Час, минута, лето, секунда.

8. Ласточка, ворона, курица, сорока.

2.jpg

Игра «Назови слово»

Предложите ребенку назвать как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие.

1. Назови слова, обозначающие деревья (береза, сосна, ель, рябина, осина…)

2. Назови слова, обозначающие домашних животных.

3. Назови слова, обозначающие диких животных.

4. Назови слова, обозначающие овощи.

5. Назови слова, обозначающие фрукты.

6. Назови слова, обозначающие мебель.

7. Назови слова, относящиеся к спорту.

8. Назови слова, обозначающие наземный транспорт.

Варианты таких заданий Вы можете подбирать по своему усмотрению. Если ребенок ошибся и неправильно назвал слово, то необходимо обсудить его ошибку и исправить ее.
Уважаемые родители! Ребенок дошкольного возраста обладает поистине огромными возможностями развития и способностями познавать. Помогите ребенку развить и реализовать его возможности. Не жалейте своего личного времени. Оно многократно окупится. Ваш ребенок переступит порог школы с уверенностью, что учение будет для него не тяжелой обязанностью, а познанием нового и у Вас не будет оснований огорчаться. Приятных Вам игр!

Кузнецова Т.В. – учитель-дефектолог

МАДОУ детского сада № 11 ЦРР



Телефоны администрации

8 (40143) 3-60-14

8 (40143) 3-60-15

8 (40143) 3-60-06