Родители и школа: сотрудничество во имя будущего

   Новый человек является на свет слабым и беспомощным, и всё-таки взрослые, сильные люди держат равнение на этого малыша, окружают его прежде и раньше всего своей заботой, растят, воспитывают, проводят над его колыбелью бессонные ночи, охраняют его от всяческих напастей и болезней, ибо понимают: этому малышу принадлежит будущее.

М. Алексеев.

Будущее детей….

   Каким мы хотим его видеть? Безоблачным или полным тревог и огорчений, стабильным или неопределенным, светлым или мрачным? Я думаю, выбор очевиден.
  
Русский философ, педагог-новатор Николай Федоров напоминает нам из XIX века: «Дети – не только наше будущее, дети – наше настоящее, которое не может ждать». И он прав, будущее, как известно, закладывается в настоящем. Заботливые дети – это достойная старость родителей, грамотные специалисты – это процветающее общество, настоящие граждане страны – это стабильность и безопасность государства и мира в целом.
  
Вневременным показателем общества (вчера, сегодня, завтра) я считаю его духовность и нравственность. Без этих составляющих невозможно существование человека. Невозможно его будущее. Нравственное возрождение нации – главная задача нашего Отечества.
  
Вселяет надежду тот факт, что эта идея легла в основу государственной политики. Недавно её озвучил президент страны Д.А. Медведев: «Без сомнения, благополучие семьи, сбережение нации, забота о близких, детях и старшем поколении – всё это залог успешного будущего России, наших национальных перспектив». А государство – это мы с вами. И именно нам заниматься возрождением России.
  
Что может сделать учитель в столь важном деле? Многое! Но… только в союзе с родителями, общественностью. Как тут не вспомнить слова индийского философа современности Сатья Саи Бабы: «Родители и учителя должны прилагать все усилия, чтобы привить детям идеалы. Лучше всего, если ценности будут прививать родители в семье, учителя - в школе, и окружающие люди на улице». Каждый на своем месте, а вместе это - сотрудничество.

Понятие СОТРУДНИЧЕСТВО у меня ассоциируется со словами трудно, совместный труд, творчество.

   Труд… Трудно… Действительно, воспитание – процесс непрерывный и трудоемкий. Сложно порой бывает найти общий язык учителю с родителем: большинство родителей озабочено материальными проблемами семьи и самоустраняются от планомерного воспитания ребенка.
  
Трудно приходится и родителю, который, даже занимаясь воспитанием, не всегда владеет знаниями по психологии, возрастным особенностям ребенка. Такой родитель зачастую действует интуитивно, а это не способствует положительному результату.
  
Особенно трудно бывает учителю в двух ипостасях – педагога и родителя. Я утверждаю это, опираясь на личный опыт. С одной стороны, я владею теорий, имею опыт работы с детьми разного возраста. Но часто моя учительская позиция вступает в конфликт с моей родительской. Всегда считаешь, что твой ребенок должен быть примером для остальных. Ведь он учительский … Мои «учительско-родительские» старания не прошли бесследно: старшая дочь продолжила семейную педагогическую династию, выбрав профессию учителя.
  
Но трудности, как известно, закаляют. Я в этом уверена. А их преодоление - процесс увлекательный и творческий.
  
Творчество... Это слово вызывает у меня особые чувства. Ведь это – создание новых по замыслу ценностей. А ребенок – ценность. Да ещё какая! Каждый ребенок уникален. И заслуга в этом родителей в первую очередь. Именно они вкладывают в него основы нравственности, формируют его внутренний мир, знакомят с азами этики и эстетики. У В.А. Сухомлинского есть замечательные слова о том, что «семья - это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро».
  
Учитель тоже обладает огромным потенциалом влияния на ребенка. Он дает знания, способствует развитию интеллекта, прививает культуру общения.
  
А если объединить наши усилия? По-моему, от такого творческого тандема выигрывают все и, в первую очередь, ребенок. Дети, воспитанные в обстановке любви и взаимопонимания, вырастают уверенными в себе людьми. Они ответственны, доброжелательны, отзывчивы и умеют любить. Ну, разве не такими мы хотим видеть своих детей?

Труд – вид деятельности. А деятельность предполагает наличие цели, средств, результата.

   Цель у школы и родителей едина: воспитать Человека успешного, достойного, конкурентоспособного. Но в погоне за успехом важно не растерять более ценное, что есть в человеке – Совесть. Для достижения такого результата потребуется работа ума и сердца как семьи, так и школы.
  
В выборе средств воспитания школа и родители стараются найти общий язык. Хотя это и не просто. Ведь родители - взрослые люди со своими взглядами и претензиями. И не каждый готов к такому сотрудничеству. А без взаимного согласия здесь не обойтись.

Сотрудничество и только сотрудничество! И оно дает свои плоды!

   Как здорово, что с каждым годом становится все больше неравнодушных родителей! Так, в нашей Маяковской школе в этом году наиболее активные мамы и папы сплотились в «Клуб заинтересованных родителей». «Клуб» – прекрасное средство для просвещения родителей по вопросам психологии и педагогики.
  
Совместные встречи, консультации психолога, обмен опытом, поиск ответов на сложные вопросы воспитания – вот что интересует наших продвинутых родителей. И хочется, чтобы таких родителей было ещё больше. Ведь школа жизненно нуждается в их поддержке, как и они в помощи школы.
  
Как классный руководитель, (им являюсь более 15 лет) понимаю, что родители ждут от меня не просто информации об успеваемости и поведении ребенка. Но и хотят получить совет, поделиться своими сомнениями, радостью, опытом.
  
Такое взаимодействие очень важно для меня. Приходится пополнять и обновлять знания в вопросах воспитания. А после встречи с родителями становится радостно на душе от мысли, что кому-то помог советом, а кого-то просто выслушал, и стало человеку легче.
  
Доверие и взаимопонимание считаю важными в отношениях «учитель-родитель». Нужно лелеять эти качества в себе и в родителях и не оставлять без внимания любую возможность поговорить с родителями, помочь им.
  
А совместные встречи родителей с детьми, организованные учителем?! Трудно найти более эффективное средство воспитания. Как радуются ребятишки, когда в школу на праздник приходят родители! И не только участвуют, но и сами проводят интересные встречи. В такие моменты переплетается всё: традиции семьи и школы; поколения детей и поколение «отцов». Можно порадовать близких и испытать взаимную гордость детям и родителям за успехи друг друга. Такие встречи нравственно здоровы.
  
Как сберечь самое дорогое, что у нас есть - Человека? Как воспитать здоровую нацию? Этот вопрос волновал не одно поколение. Ему посвящали свои труды философы и педагоги многих стран и народов. Думаю, что мудрость, собранную всеми поколениями, можно передать китайской притчей о разумном воспитании.
  
Однажды к Хинг Ши пришла молодая крестьянка и спросила:
- Учитель, как следует мне воспитывать сына, в ласке или в строгости? Что важнее?
- Посмотри, женщина, на виноградную лозу, - сказал Хинг Ши, - если ты не будешь её обрезать, не станешь, из жалости, отрывать лишние побеги и листья, лоза одичает, а ты, потеряв власть над её ростом, не дождёшься хороших и сладких ягод.
  
Но если ты укроешь лозу от ласки солнечных лучей и не станешь заботливо поливать её корни каждый день, она совсем зачахнет. И лишь при разумном сочетании того и другого, тебе удастся вкусить желанных плодов.
  
Вот так, Разумное воспитание сочетает в себе заботу и строгость, ласку и требовательность. И только умелое их сочетание позволит нам вырастить людей и творческих, и трудолюбивых, и нравственно здоровых. Это единственный способ сберечь каждого нашего ребенка, сберечь нацию.

Дорогие папы и мамы! Будущее наших детей - это наше будущее. И оно в наших руках! Мы, учителя, ваши союзники. И у нас общий интерес: Сохраненные дети в Сбереженном мире.

Внимание, любовь, заботу
Своим мы детям отдаем.
Родитель – трудная работа,
Но есть в ней смысл, раз мы живем.
Объединим свои порывы!
Я повторяю много раз,
Что дети – это наша сила!
И процветание России
Зависит только лишь от нас!

Беспалова Марина Владимировна, учитель истории и обществознания филиала МОУ СОШ № 1 «СОШ в п. Маяковское»

РОДИТЕЛИ И ШКОЛА: СОТРУДНИЧЕСТВО ВО ИМЯ БУДУЩЕГО ДЕТЕЙ

Волнуются мама, и папа, и я,
Весь вечер волнуется наша семья.
Давно всё готово – и форма, и бант.
И чудо-цветы украшают сервант.
А мама растеряна: «Всё ли в порядке?» –
И снова на форме прогладила складки.
А папа забылся совсем от волненья –
Коту, вместо каши, он бухнул варенья.
Я тоже волнуюсь и даже дрожу,
За мамой и папой весь вечер хожу:
«Поставьте будильник, чтоб нам не проспать.
На часиков шесть или лучше на пять».
Мне мама сказала: «Наивной не будь –
Я думаю, как бы сегодня заснуть!
Ведь ты завтра в школу пойдёшь в первый раз!
Всё завтра меняется в жизни у нас».

В. Кодрян «31 августа»

…Знакомая каждому картина. Так началась моя школьная жизнь. И моих друзей, и еще многих тысяч детей по всей стране.

   Прекрасно помню, какими волнительными были для меня первые дни и годы школьной жизни. Но всегда ощущала поддержку моих родителей и учителей родной третьей школы. Поэтому благополучно справилась с трудностями, и не было сомнений, какую выбрать профессию.
  
И вот теперь уже я сама классный руководитель выпускного 9 класса, с которым за 4,5 года прошла и школу выживания в экстремальных условиях, и школу своего становления как педагога.
  
Смотрю я на них, ведь все они разные: открытые и замкнутые, легко выражающие свои эмоции словами и поступками. Приятно, конечно, видеть жизнерадостных детей, пытливых, всё-то им знать хочется, глаза горят… Вот только все чаще встречаются другие - безразличные, агрессивные, от которых вся школа «плачет»…
  
Их у меня 26, этих мальчишек и девчонок, у которых формируется представление об окружающем мире и о собственном будущем, создаётся мнение о людях и определяются приоритеты.
  
Маленькими они бежали ко мне делиться своими радостями и проблемами, и я очень ценила это доверие и открытость ребят, ведь «годы детства – это прежде всего воспитание сердца», как сказал В.А. Сухомлинский.
  
А теперь они выпускники… личности… со своими взрослыми вопросами и проблемами. Очень хочется помочь каждому из них разобраться прежде всего в самом себе, подсказать, как реализовать мечты, как стать компетентной, высокопрофессиональной личностью.
  
Вместе с ребятами ко мне идут их родители. В общении с теми, кто болеет душой за своего ребёнка, я сама получаю неоценимую поддержку. Однако в моём классе есть и родители с новой психологией. Они знают в первую очередь свои права и часто даже пытаются руководить учителями, навязывая им собственное мнение. Их влияние на ребёнка бывает настолько сильным, что способно свести на нет любые педагогические усилия.
  
Но кому из нас незнакомы и их слёзы, и накал эмоций?! Гораздо меньше приходят поделиться семейной радостью, чаще идут с бедой, вопросами, требованиями. Но всё-таки идутв школу, когда разобраться самим в бесконечном потоке проблем уже невозможно. Идут ко мне, как к профессионалу, обладающему знаниями основ педагогики и психологии, который, по их мнению, должен и может подсказать рецепт исправления ошибок в семейных отношениях и воспитании их ребёнка. И мне, используя свой опыт и педагогический такт, приходится разъяснять расстроенной маме, что в их семье ребёнок одинок, хотя есть оба родителя, что зарабатывание денег не искупает отсутствие внимания и любви. Что сын или дочь – это человек, в которого душу, а не деньги вкладывать нужно. Иначе в век образования и национальных проектов ребёнок может оказаться забытым и заброшенным. Тогда ему самостоятельно придётся искать ответы на многие вопросы, возникающие перед ним. Будет ли его выбор правильным?
  
Но ведь универсального решения проблем не существует, однако уже сейчас понимаю, что успех в воспитании чаще всего приходит там, где я смогла «достучаться» до родителей.
  
Ведь в сущности, что волнует каждую семью? Чтобы ребёнок был здоров, чтобы он находился в безопасной среде и чтобы получал современное качественное образование, а потом, умный, здоровый и счастливый, без проблем поступил в престижный вуз.
  
Но дело в том, что перед образовательным учреждением стоит та же задача целенаправленного воспитания, только научно обоснованная и сформулированная в соответствии с требованиями времени.
  
А вот задача семьи – заложить в ребёнке понимание того, что школа – это определённая ступенька в будущее, которую они будут преодолевать вместе. Именно у родителей дети учатся уважительному отношению к учителю, к его требованиям. Если нет доверия к школе и педагогу не удаётся найти общий язык с родителями, то страдает ребёнок.
  
К сожалению, в моем классе некоторые дети, попав в ситуацию кризиса семейных ценностей и «экономии души» со стороны родителей, неадекватно воспринимают и требования школы, и их взросление происходит слишком болезненно для всех.
  
Так, переживая сложный период проб и ошибок в работе с подростками, я ищу эффективные формы взаимодействия с семьями. Недостаток собственного опыта восполняю чтением научно-методической литературы, советами коллег. Малые педсоветы в домашнем, семейном кругу тоже порой помогают найти истину. Теперь я знаю, что предложить родителям, чтобы сделать их своими помощниками и единомышленниками.
  
Мне кажется, «рецепт» от многих «болезней» – в сотрудничестве семьи и школы. Ведь чтобы там ни говорили, но чужих детей для учителя не бывает, поэтому нам надо быть вместе с семьей в общих делах и проектах. Потому что есть ради кого быть вместе.
  
Вот она, «золотая формула», ставящая в равновесие интересы каждого участника воспитательного процесса: ШКОЛА+СЕМЬЯ=УСПЕШНЫЙ ВЫПУСКНИК.
  
Ведь школа – это не только уроки и перемены, тетрадки и учебники, но и работа специалистов, сопровождающих и поддерживающих развитие ребёнка. Важно также помнить, что школа ещё не весь мир. Чтобы раздвинуть образовательное пространство, нужно использовать возможности, интересы каждой семьи.
  
А начинать-то надо всё-таки с детей: нацеливать их на увлекательные дела, в первую очередь, интересные и полезные для них. Главный выбор всегда должен быть за ними. Они любознательны, они рвутся к действию, «зажигаются». А потом со всеми предложениями детей прийти к родителям.
  
Даже традиционные родительские собрания, где ведущая роль принадлежит педагогу, можно проводить по-новому. Например, в виде «круглого стола», на котором будут обсуждаться только наши общие успехи (а для других разговоров мы найдём индивидуальные часы общения). Или в виде пресс-конференции с участием специалистов, которые ответят на интересующие родителей вопросы. А не рискнуть бы организовать собрание, которое проведут сами ребята? Родители придут в класс как обычно, а перед ними выступят их дети в роли учёных, психологов, учителей, директора школы.
  
Имидж школы создаётся успехами его сотрудников. Было бы полезно каждому родителю видеть достижения педагогов, которые работают с его ребёнком, иметь информацию о направлениях школьной жизни. Так будет легче родителям определиться в выборе сферы своего участия в жизни класса. А начать можно с самопрезентации классного руководителя, рассказать о том, чем интересуюсь я сама, каких успехов уже достигла, чему могу научить своих учеников, чего хочу от них добиться. Это поможет наладить контакт сторон.
  
Считаю, что на этой ступени открытого общения мы выявим общие интересы семьи и класса, а также возможности для самореализации самих родителей. То есть проведём своеобразный мониторинг родительских запросов и ресурсов.
  
Даже если на первых порах лишь немногие из них пожелают участвовать в жизни класса, хотя обычно все готовы поддерживать интересные предложения ребят и учителя, то постепенно в этот круг вовлекается всё больше взрослых. Тогда у нас появляется возможность учесть интересы каждого ребёнка и его семьи.
  
Я понимаю, что современные родители – люди занятые, они ценят время, дорожат результатами труда. Поэтому думаю, что им будет интересно, если их идеи и предложения реализуются в виде конкретных мероприятий. Немецкий философ Поль Анри Гольбах сказал: «…Мы нуждаемся в привязанности и помощи окружающих нас людей. Последние же согласятся любить и уважать нас, работать для нашего счастья лишь в той мере, в какой мы готовы работать для их благополучия. Эту необходимую связь (сотрудничество) называют нравственным долгом, нравственной обязанностью».
  
Теперь иначе представляю и свою позицию как педагога: в отношениях с родителями не поучать, а советоваться, не настаивать, а договариваться. Это этап проектирования программ нашей общей деятельности.
  
Сферы, где семья может оказать помощь школе и классу, разнообразны. Уже сейчас интересно проходят совместные трудовые и благотворительные мероприятия, культурные и творческие дела, физкультурно-оздоровительные праздники и спортивные соревнования.
  
Почему бы не привлечь свободных от работы родителей к помощи классу во время дежурства по школе или не поручить им вести контроль организации питания и дисциплины в столовой? С учётом их профессий можно проводить кружковую и профориентационную работу в классе, оказывать психологическую поддержку педагогу, другому родителю или ребёнку и т.д. Думаю, что неоценимую помощь классному руководителю окажут члены родительского комитета в работе с «трудными» семьями, консультируя их в вопросах воспитания детей.
  
Изучая запросы родителей, с каждой конкретной семьёй можно выбрать индивидуальную форму общения. Кому-то удобней связываться со мной по телефону, многие приходят непосредственно в школу. В классе всегда найдутся «продвинутые» родители, хорошо знакомые с компьютерными технологиями. При их непосредственном участии в моём классе разработан электронный журнал. Очень надеюсь, что его преимущества оценят все родители.
  
Было бы интересно на школьном сайте создать форум, своеобразную «переговорную площадку», как это организовано на Калининградском телевидении, чтобы можно было поговорить о достижениях учеников и учителей, об общих проблемах и о том, как они решаются, где обсуждались бы самые острые вопросы образования. Когда родитель владеет информацией, тогда он и проявляет интерес сначала к учебному процессу своего ребёнка, а затем и к общественной деятельности в школе.
  
Любой, даже маленький, успех ученика обязательно нужно отражать в классном уголке, в портфолио класса. Но одна из страниц должна быть посвящена участию родителей в жизни класса. Мы назвали бы эту рубрику «Наша гордость». Это всегда вызывает положительные эмоции у ребёнка.
  
Кажется, не изобретено ничего нового, и многие родители уже сейчас являются нашими помощниками. Но если активное сотрудничество школы с семьёй – это требование времени, то нужно сделать это сотрудничество регулярным и планомерным, основанным на доверии и взаимоподдержке.
  
Нужно сделать его открытым для обсуждения результатов работы, чтобы продолжать сотрудничество в тех формах, которые приемлемы для конкретной семьи. Тогда будет стимулироваться творческая деятельность педагога, а школа станет привлекательной для родителей и учащихся. Ведь, в конце концов, всё это делается во имя будущего детей.
  
Я уверена: если школа и семья повернутся лицом друг к другу и будут говорить на одном языке, то тогда существенно изменятся и отношения между детьми и родителями. Это значит, что пространство развития ребёнка будет истинно гуманистическим. А это значит, что у нашей страны есть будущее.
  
Тогда и формулу, предложенную выше, можно немного дополнить:

СЕМЬЯ +ШКОЛА+УСПЕШНЫЙ ВЫПУСКНИК = НАШЕ БУДУЩЕЕ!

Смыслова Виктория Анатольевна, учитель немецкого языка МОУ СОШ № 3

Родители и школа: сотрудничество во имя будущего детей

Воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую историю
нашей страны и, значит, и историю мира…
А.С.Макаренко.

Видимо, подавляющее большинство людей согласится с А.С.Макаренко. Действительно, нынешние родители воспитывают будущее нашей страны. А помочь им в этом призвана школа.

Испокон веков семья помогала человеку появиться на свет, вырасти и жить.

На протяжении всей истории человечества вне семьи было невозможно не только нормальное существование, но даже физическое выживание.

В сегодняшнем цивилизованном мире люди все равно стремятся держаться вместе, уживаться друг с другом, несмотря на связанные с этим трудности.

Человека без семьи трудно считать вполне счастливым.

Семья – это материальная и духовная ячейка для воспитания детей.

Все люди разные. И все семьи разные. И все дети разные. Это естественно. Но как часто мы склонны это забывать, и искать помощи в каких-то общих рекомендациях, употребляя при этом скучные и фальшивые слова: «ребёнок должен…», «положено, чтобы ребёнок…» и т.п. Это ошибка. Ребёнок изначально ничего не должен, и ничего ему не положено. Это мы должны создать ему условия для нормального развития, научить его жить среди людей, понимать их чувства, желания и действия. И только со временем, когда он сам поймёт, что он именно должен и кому, он будет отдавать эти «долги» - отдавать своей любовью, привязанностью, теплом по отношению к другим людям, к своим родителям, друзьям и, наконец, к своим детям.

А для этого нам надо принять нашего ребёнка таким, какой он есть, постараться понять его и с учётом его особенностей найти тот единственный способ взаимоотношений с ним, который не приведёт к дополнительным сложностям, а, наоборот, даст почувствовать истинную любовь, тепло и защищённость, которые являются самыми ценными в семье.

«Надо видеть себя в детях, чтобы помочь им стать взрослыми; надо принимать их как повторение своего детства, чтобы совершенствоваться самому; надо, наконец, жить жизнью детей, чтобы быть гуманным педагогом», - писал Ш. А. Амонашвили.

Первая причина особой роли семьи в воспитании – устойчивость, постоянство, долговременность семейного влияния.

Вторая – её разносторонность. Семья – настоящий университет человеческих отношений. И учёба эта особенно прочна и действенна ещё и потому, что не только и не столько проходит через холодный анализ разума, а воспринимается отзывчивым, чутким и ранимым ребячьим сердцем, которому свойственно ничего не забывать, проносить порой через всю жизнь воспоминания о первых радостях, горе, несправедливостях и обидах.

Немаловажным является воспитание и развитие ребёнка. И если в семье сложился отрицательный микроклимат, то возникают трудности в воспитании детей, что часто приводит к появлению трудновоспитуемых ребят, приводит к правонарушениям. К сожалению, есть такие родители, которые считают, что они обязаны детей одевать, кормить, а воспитание – это удел школы. Такие родители ошибаются.

Семья – это основа первичной социализации человека, именно в семье закладываются основы личности. Родители своим примером помогают ребенку освоить такие понятия, как честность, отзывчивость, добропорядочность. Чтобы ребенок не был двуличным, семья и школа должны работать в одном направлении.

В своё время А.С. Макаренко указывал: «Семьи бывают хорошие, и семьи бывают плохие. Поручиться за то, что семья воспитает, как следует, нельзя. Говорить, что семья может воспитать, как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание, и организующим началом должна быть школа, как представительница государственного воспитания» /соч. - т.IV – c.504/.

Конкретная помощь со стороны школы на разных ступенях обучения школьников различна, она имеет свои задачи и содержание. Если в дошкольном возрасте главным видом деятельности ребёнка являлась игра, то с поступлением ребёнка в школу основным и новым видом деятельности для него является учебная деятельность. Родители с помощью школы помогают первоклассникам в усвоении требований школы, в выполнении нового для них режима дня, приучают ребят к самостоятельности, умению жить в новом для них школьном коллективе. Школа привлекает родителей к работе с детьми.

Воспитание детей – это единая цель всего сообщества - родителей, педагогов. Объединившись, мы сумеем достичь её, чтобы наши дети были воспитанными, образованными, имели четко сформированную гражданскую позицию.

Исходя из этой цели, пересматриваются отношения: учитель – ученик, учитель – родитель, родитель – ученик. Я ставлю целью перестроить отношение так, чтобы оно было единым: ученик – учитель - родитель, т.е. главная фигура в воспитании и образовании – ученик-ребёнок.

А для этого как учитель начальных классов должна уметь:

* - направлять семейное воспитание на всестороннее развитие детей;

* - развивать у родителей положительное отношение к школе, обучению детей, доверие к учителю;

* - укреплять авторитет родителей в семье;

* - помогать родителям в руководстве учебной работой детей в домашних условиях;

* - тактично руководить педагогическим самообразованием родителей, развивать у них стремление к самосовершенствованию.

Школа должна привлекать родителей к работе с детьми, к участию в школьной жизни своего ребёнка. Это можно делать различными способами, так как существует множество форм работы учителя с родителями. Эти формы делятся на две большие группы: индивидуальные и коллективные. Я стараюсь использовать в своей работе разные формы общения с родителями моих учеников.

Индивидуальные:

1. Изучение семьи школьника. Визит в семью – ответственный момент, часто решающий, будут ли родители доверять учителю, прислушиваться к его советам, наладится ли контакт и взаимопонимание в вопросах воспитания ребёнка в школе и в семье.

2. Анкетирование, социологические исследования – необходимы для знакомства с учениками и изучения условий жизни и быта в семье.

3. Беседы (индивидуальные). Они дают мне возможность не только оказывать влияние на родителей, но и, в свою очередь, во многом помогают родителям в выборе правильного подхода к детям.

Коллективные:

1. Беседы (коллективные) или консультации для родителей могут быть плановыми или неплановыми. Беседы с родителями можно проводить на любые темы.

2. Родительские собрания – основная форма коллективной деятельности. Классные собрания могут быть построены по-разному. Я стараюсь проводить их в нетрадиционной форме. Это может быть семинарское занятие, деловая игра, диспуты и т.п.

Более полное знакомство с родителями начинается с первого родительского собрания, где я знакомлю их с основными законодательными документами и уставом школы.

Собрания в конце каждой четверти или полугодия провожу отчетные. Моя задача состоит в том, чтобы показать родителям, насколько выросли их дети в плане знаний, умений и навыков. Для таких собраний вместе с детьми оформляем выставки лучших работ по различным предметам, выставку лучших тетрадей, лучших поделок и рисунков и т.п.

Такие выставки помогают мне показать, а родителям представить уровень развития их детей. Таким образом, собрания сближают не только родителей и детей, но и учителя и родителей.

Использование всех форм работы с родителями в системе всегда объективны и обязательны для учителя. Зная, какие в семье взаимоотношения, учитель может оказать помощь в определении методов и приёмов воспитания ребёнка. Не менее важным является авторитет родителей. Он помогает формированию взглядов и убеждений ребёнка, способствует становлению его самостоятельных суждений. Дети очень чутко реагируют на любовь и ласку, остро переживают их дефицит. Любовь – творец всего доброго, возвышенного. Это основа человеческих отношений. Живя в семье, ребёнок, по словам В.А.Сухомлинского, должен быть уверен, что его кто-то очень, очень любит и он тоже кого-то любит безгранично. При этом ребёнок активнее постигает мир, легче овладевает знаниями. У него свободнее раскрываются дарования, он увереннее определяет свою дорогу в жизни, выбирает друзей.

В педагогике существует множество как традиционных, так и нетрадиционных форм работы с родителями. Каждый учитель вправе выбирать те формы, которые, по его мнению, в большей степени подходят для данного класса учеников и их родителей.

Когда я принимала незнакомый мне класс, меня в одинаковой степени волновало, что из себя представляют мои будущие ученики, какие у них родители, как они воспитывают своих детей, будут ли они моими помощниками.

С первого дня знакомства с родителями я говорю им: чтобы дети выросли духовно здоровыми, необходим постоянный контакт с учителем, абсолютная откровенность в отношениях, согласованная работа. Эффективность воспитательной работы учителя во многом зависит от его умения находить общий язык с родителями, опираться на их помощь и поддержку.

Я смею надеяться, что, работая в содружестве (родители + учитель), мы достигнем поставленных целей в воспитании детей, и пусть это будет нашей совместной победой.

Лукша Инна Михайловна,

учитель начальных классов МОУ гимназии № 6

РОДИТЕЛИ И ШКОЛА: СОТРУДНИЧЕСТВО ВО ИМЯ БУДУЩЕГО ДЕТЕЙ

– Ну и профессию ты выбрала себе, – много лет назад сказал мой одноклассник: – Каждый день рассказывай об одном и том же, объясняй одно и то же. Скучно. Не надоест?

… Вот уже 25 лет мой Новый год начинается 1-го сентября – первым школьным звонком и заканчивается 25 мая, когда звенит последний школьный звонок.

… Вот уже 25 лет каждый день я живу по одному и тому же расписанию:

8.30 – звонок

45 минут – урок

10 минут – перемена

45 минут – урок

……….

Скучно? Но разве скучно быть ПЕРВЫМ? Ведь учитель – первый, кто зажигает свечу от свечи философа, социолога, исследователя, зажигает, чтобы, освещая путь и согревая теплом своего сердца, идти вместе с детьми к тайнам познания. Идти каждый день, каждый год …

Послушайте!

Ведь, если звезды

зажигают -

значит - это кому-нибудь нужно?

Значит - это необходимо,

чтобы каждый вечер

над крышами

загоралась хоть одна звезда?!

Ну кто, скажите, кроме учителя, по-доброму может похвастаться своим созвездием – СОЗВЕЗДИЕМ УЧЕНИКОВ, где каждая звездочка – большая она или малая – РАВНОЗНАЧИМАЯ, РАВНОВАЖНАЯ, РАВНОНУЖНАЯ?!

И я равнозначно одинаково спешу к моим звездочкам, как только что появившимся на моём небосклоне, так и уже сияющим не первый год.Спешу каждый день, каждый год…А особенно трепетны и волнительны встречи с теми, кто ушел в самостоятельную жизнь. Как всегда, за неделю до Вечера встречи с выпускниками звонки (нет, теперь не звонки, теперь SMS-ки, электронные письма): «Когда?.. Во сколько?.. Приглашаем!.. Очень ждем!»

Мои 26-летние одиннадцатиклассники (а как иначе назвать?) из школьных звездочек стали действительно звездами: врач, банковский работник, менеджер солидной фирмы, преподаватели (!!!) техникума и академии, научный сотрудник (в 26 лет!). У многих решён пресловутый квартирный вопрос, многие уже опора для родителей… Но многие, особенно парни, не спешат создать семью.

– Жениться? К чему? Сейчас всё так нестабильно…

– А у меня всё распланировано: вначале учёба, работа, устроенный быт, карьера. Затем можно и замуж, но вначале пожить для себя и только потом дети…

(Вы только вдумайтесь, что молодежь оставляет на потом ?!)

– А вы смотрите фильм «Школа»? Мы с мужем не спешим иметь детей, а когда посмотрели пару серий… Родить ребенка, вырастить и отдать в такую школу?!

…Такая школа… «Гротеск», – по поводу этого сериала говорят мои нынешние одиннадцатиклассники. И все же… Измученные контрольными срезами, мониторингами, экзаменами ученики, вечно занятые и куда-то спешащие родители, недовольные и нервные учителя. Такую картину мы наблюдаем довольно часто в современной школе. А самая основная проблема современной школы, как отметил ректор МГУ Виктор Садовничий на заседании Совета по науке, технологиям и образованию, – воспитание школьников и отношения семьи и школы. Отметив, что эти отношения «всегда были непростыми», он привел слова Льва Толстого о том, что «взгляды родителей и учителей трудно примирить», так как и те и другие «по-разному смотрят на цели образования».

Не секрет, что в настоящее время чаще всего школа берёт на себя ответственность только за обучение. И учитель, приспосабливаясь к критериям оценки его деятельности, понимает, что основной способ осуществления поставленной перед ним задачи (Даешь высокий балл! Даёшь высокое качество знаний! Даёшь высокий результат ГИА и ЕГЭ) – это труд, труд, труд. Но позволю себе вспомнить народную притчу. «Человек, впрягшись в плуг весной, вспахивает борозду за бороздой. Пот заливает его лицо, а он, тяжело дыша, повторяет: «Пахать, надо пахать!»…А пришел осенью на поле – пустое оно, нет урожая. Оказывается, кроме того что надо ПАХАТЬ, надобно ещё и СЕЯТЬ». Сеять разумное, доброе, вечное. Об этом гласит и Закон РФ «Об образовании»: «Образование – целенаправленный процесс воспитания и образования».

– Но ведь процесс воспитания начинается в семье! – возразят многие. – И успешность его зависит прежде всего от образа жизни родителей, которые являются примером для детей.

А другие добавят:

– И в «Концепции модернизации российского образования» сказано: «Исключительная роль в воспитании детей принадлежит семье».

…Очередной выпуск и очередной 5-й класс. Среди любопытных, робких, спокойных лиц пятиклашек отмечаю одно – жизнерадостное, весёлое, открытое. Как тянул он руку, как спешил он выплеснуть всё, что знает! И какими искорками загорались его глаза, каким становился он важным, когда учитель ставил заветную «5» в дневник! Но случалось, и довольно часто, другое – потухший взгляд, совершенная апатия…

Я потом узнала, что папы у мальчика нет, а мама пьёт. И лишь когда она выходила из запоя, вспоминала о своих обязанностях, помогала сыну в учёбе. Но с каждым годом это было всё реже и реже. Мальчик не готовился к урокам, пропускал занятия, потому что дома шумные мамины компании и, как следствие, бессонные ночи.

Как-то задала ему выучить стихотворение, чтобы хоть за что-то поставить оценку. На мой очередной вопрос – «Выучил?», раздраженно ответил: «Да что вы привязались со своим стихотворением? У меня мамку лишают родительских прав, а меня в приют. А я не хочу в приют, я хочу с мамкой!»

Мать лишили родительских прав, подросток попал в детский дом, совсем забросил учебу и по окончании 9-ти классов получил справку. Сейчас ему 18. Частенько вижу в городе подвыпившим… Знаю, что социальные педагоги, учителя, воспитатели пытались повлиять на мать, на ребёнка. Пытались! Но, вероятно, недостаточно. А сколько таких учеников выходит из стен школы! В погоне (любой ценой!)за средним баллом мы не успеваем заметить, что творится в душах детей.

Я давно пришла к убеждению: каждый учитель в своей работе должен преследовать следующие цели: понять личностные качества ребёнка, определить уровень не только предметных, но и жизненных знаний, т.е. приоткрыть микромир каждого ребёнка, показать, что даже самый «плохой» ученик в душе талантлив, а может быть, и гениален, научить ребёнка жить в этом «прекрасном и яростном мире», помочь осознать – важно не то, кем ты будешь, важно, каким ты будешь. И как здорово, когда и для родителей важен прежде всего внутренний мир ребёнка, его душа!

Ещё один мой ученик – Иван Пчелинцев. С малых лет заметив в сыне страсть к рисованию, мама всячески старалась развить в нём этот талант: учеба в ДШИ, выставки, конкурсы в России и за рубежом... О его успехах не однажды писали в газетах. В 7-м классе на Московской международной Неделе Моды и Искусства подросток занял III место и получил специальный приз от Московского Дома Моды. В свои 14 лет – член молодежной лиги «Союза дизайнеров России» и …неуспевающий ученик в школе. Как сильно он переживал эту дисгармонию! «Мне очень стыдно…Я стараюсь учиться, – говорил Иван, – но у меня почти нет свободного времени: выставки, конкурсы … Только мама понимает меня и поддерживает, как может». А если бы не понимала? Если бы, как многие другие родители, интересовалась только одним: «Что получил?»

И тысячу раз прав Лев Толстой, сказав однажды: «Счастлив тот, кто счастлив дома». Я уверена (и очень рада, что в этом убеждении я не одинока): эффективность образовательного процесса в школе возможна только при условии партнерства с родителями, ведь, по сути, мы, и учителя, и родители, делаем одно: воспитывая и обучая сегодня, мы создаём завтра, ибо сегодняшние дети – завтрашние взрослые, а значит, и лицо страны.

На сегодняшний день отношения между семьёй и школой обнаруживают массу проблем, связанных с несовпадением взаимных ожиданий. Как правило, родители не удовлетворены качеством образования. А школа в свою очередь предъявляет серьёзные претензии к семье: родители не выполняют свои обязанности по отношению к собственным детям.

А дети? В семье они слышат нелестные суждения о школе, а в школе должны подчиняться тому, что не одобряют родители. Мало того, что в большинстве случаев родители молчат и в борьбе за хороший аттестат боятся открыто заявить о своих претензиях, они убеждают детей терпеливо выносить эту несправедливость, дабы не впасть в немилость и не накликать беду. А потом удивляемся: где научились наши дети так выкручиваться, угодничать, лицемерить?

Вот и получается: жизнь – большая полноводная река. На одном берегу – школа, на другом – семья. А посередине, в лодке, – наши дети. И плывут они по жизни, гребя изо всех сил, а многие – просто опустив весла, каждый своим курсом, в зависимости от того, что им повезло или не повезло получить от семьи и школы.

Это в природе – гора с горой не сходится. Но мы люди, homo sapiens. И я уверена, мы можем найти компромиссное решение проблемы взаимоотношений семьи и школы, чтобы будущее наших детей, а значит, и страны, было светлым и прекрасным. Я думаю, школа должна заниматься не перевоспитанием, а максимально использовать то, что в ребёнке заложено природой и семьёй, сохраняя при этом индивидуальность, развивая творческое начало, заложенное в ребёнке. А семья должна смотреть на школу как на помощницу в деле воспитания. Благотворность правильных взаимоотношений семьи и школы необходима, ибо взаимный дух СО-ТРУДНИЧЕСТВА, СО-ТВОРЧЕСТВА, СО-ВМЕСТНОГО поиска хороших для детей решений принесёт пользу всему обществу. Нет на свете неспособных детей. Есть глухие и слепые дяди и тети, которые не верят или боятся верить, что их ребенок – ЛИЧНОСТЬ.

Как страшный приговор современному состоянию семьи и школы читаю слова Николая Белозёрова, учителя истории из Вологодской области: «Семья и школа – два тяжелобольных человека. И у одного и у другого – кризис ценностей и экономия души». Да, «пилюля горькая, а проглотить придётся».

Раздался детский плач в ночной тиши -

Потерянный, надрывный, безутешный...

Наверное, твоей святой души

Коснулась тень моей души мятежной.

Не плачь, малыш... Я свечку затеплю

Перед иконой над твоей кроваткой.

Прижмись покрепче к моему теплу

И спи спокойно, безмятежно, сладко.

О высшем мире, о святой любви

Я так душой израненной тоскую...

Когда целую пальчики твои,

Я словно руки Ангела целую.

Не плачь... Мне никогда не надоест

Дарить тебе любовь и утешенье,

Дитя моё…Мой неподъемно легкий крест,

Моя Голгофа и мое спасенье.

Засни, улыбкой сердце мне согрей...

Я сон твой грешной мыслью не нарушу

Быть может, ради чистоты твоей

Бог исцелит больные наши души.

Кто-то из древних сказал: «Везде в мире я искал счастье и покой. И лишь в одном месте я нашел это – в своём доме». Наша страна – Россия – наш большой дом. И все мы – родители, воспитатели, учителя – обязаны создать такой дом, где под его огромной крышей будут жить дружно и семья и школа. Дом, в котором будет комфортно ребенку. Дом, в котором каждый вечер будут зажигаться ЗВЕЗДЫ, РАВНОЗНАЧИМЫЕ, РАВНОНУЖНЫЕ, РАВНОВАЖНЫЕ…

Дерманская Ирина Петровна,

учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 1



Телефоны администрации

8 (40143) 3-60-14

8 (40143) 3-60-15

8 (40143) 3-60-06