Математика в проблемных ситуациях

Математика в проблемных ситуациях (Математическое развитие детей старшего дошкольного возраста)

   Современные дети живут и развиваются в эпоху информационной цивилизации, новых технологий.
  
Особую ценность сегодня приобретает развитие способности самостоятельно и творчески мыслить. Процесс размышления начинается с проблемной ситуации, которая побуждает ребенка к активному поиску новых средств и способов решения задачи (ТРИЗ) и открытию мира математики.
  
Решая проблемную ситуацию, ребенок сравнивает и сопоставляет, устанавливает сходство и отличие. Так он открывает мир чисел, фигур, линий.
  
В своей работе использую базовую комплексную программу В.И. Логиновой развития и воспитания детей.
  
Для достижения поставленной задачи – развития ребенка, его способностей – использую технологию развивающего обучения при организации педагогического процесса:
-организационного обучения (занятия);
- совместная деятельность воспитателя и ребенка (личностно-индивидуальный подход);
- самостоятельная деятельность (по интересу, на собственных знаниях, опыте).
  
В содружестве с родителями создали насыщенную познавательно-развивающую среду, в которой каждый ребенок имеет возможность реализовать себя, свой интерес через практическую деятельность, где скрытое обучение идет через действие, опыт, через решение проблемных ситуаций, через игру – ведущую деятельность ребенка дошкольного возраста.
  
В маленькой лаборатории первые удивления детей, их опытническая проблемно-поисковая деятельность, где практическим путем дети добывают знания. Все это воспитывает, развивает детский интеллект, доставляет детям радость познания, общения.
  
При организации игровых занятий, КВН, математических праздников, самостоятельной деятельности использую пособие З. А. Михайловой «Игровые занимательные задачи для дошкольников». Любая математическая задача на смекалку несет в себе умственную нагрузку – развитие активной мыслительной деятельности ребенка.
  
Интеграция видов деятельности помогает детям видеть значимость математики в окружающем мире.
  
Здесь ребенок методом «погружения» познает математику, развивает способность последовательно и логически мыслить, рассуждать, доказывать. Отвечает на вопросы-размышления, которые активизируют мыслительную деятельность детей.
  
Всегда в свободном пользовании групповая «математическая игротека», где дети по желанию, интересам играют в игры разной сложности: «Назови математический знак», «Маленький архитектор», «Танграм», «Сложи узор», «Кубики Никитина», «Рамки Монтессори», «Волшебный платочек», «Разноцветные ниточки», «Разноцветные палочки», «Блоки Дьенеша» и др.

Инновационность педагогической технологии (геометрия).

   Она менее традиционна, но особо интересна детям. Заметила, что конструирование, плоскостное моделирование из геометрических форм, палочек, язык карандашной графики, ниткография, пластилиновая, бумажная пластика доставляют детям эстетическое наслаждение, удовольствие. Геометрия удивляет детей, вызывает интерес познания, личную познавательную активность ребенка.
  
Дети испытывают эмоциональное удовлетворение не только от конечного результата, но и от самого процесса свободной, творческой деятельности. Ребенок обнаруживает, что знакомые по разным конструкторам и мозаике геометрические формы присутствуют во многих окружающих предметах.
  
Опыт преобразования геометрических фигур положительно скажется на усвоении детьми математики и геометрии при обучении в школе, социализироваться в современном мире - мире актуальных технологий.
  
В совместной деятельности с детьми изготовили свои игры: «Разноцветная мозаика», «Крестики-нолики», «Дорисуй предмет», «Разноцветные платочки», «Математический театр», «Цветные шнурочки».
  
Знание текстового материала: загадки, стихи, считалки, пословицы, математические знаки помогают детям в импровизации математического театра. Повышает эффективность обучения.
  
Свои знания, умения дети используют во всех видах детской деятельности, определенные программой «Детство».
  
У детей сформирован познавательный интерес к окружающему миру, развиты психические процессы: внимание, память, мышление, воображение, а также образное мышление, умение доказывать, делать причинно-следственные выводы.
  
Системность воспитательно- образовательного процесса помогает мне подготовить детей к школе:
1. Накопленный опыт, система взглядов, убеждений, умение организовать процесс обучения:
- постановка цели;
- выбор способа воздействия (формы, методы);
- конечный результат.

2. Комплексное воздействие на развитие ребенка, его интеллект:
- здоровьесберегающие технологии;
- познавательно-развивающая среда;
- личностно-ориентированная модель (педагогическая поддержка: взаимодействие воспитателя и ребенка);
- практически-деятельный, проблемно-поисковый методы;
- системность, вариативность заданий с числами, цифрами, знаками, геометрическими фигурами;
-преемственность детского сада – семьи – школы.
  
Уделяю много внимания организации пространства, развивающей среде, ее эстетике.
  
Дизайн группы: цифровой фриз, геометрическое панно, математическая игротека, групповая библиотека притягивает взгляд ребенка, и он тянется глазами и руками к интересующей его информации.
  
Большое значение придаю нерегламентированной, свободной деятельности ребенка. Это его личное время, где он действует по желанию, по интересам. Предлагаю игры в парах, в группах. Здесь учитывается мнение каждого, умение слушать друг друга, уступать, договариваться. Реализовать собственный базис знаний.
  
Методика эмоционально-личностных отношений, сотрудничества, доверия объединяет нас, удерживает интерес друг к другу. Постоянное взаимодействие детей друг с другом – самое ценное в общении детей. «Педагогика среды», познавательно-развивающая среда – основной фактор развития детей, их творческих способностей.
  
Психология, педагогика, социология – это нравственно социальное общение и совместная деятельность, из которой и состоит вся жизнь детей, в которой ребенок познает самого себя. Учится видеть самого себя среди других «Что ты знаешь?», «Что ты умеешь?»; стремиться к успеху «Я все смогу, у меня все получится» - это мое кредо и девиз детей.
  
Дети умеют слышать и слушать, запоминать и осмысленно выполнять задания. Форма анализа с детьми интервью - это их речевая активность. Каждый ребенок высказывается, что его сегодня удивило, что узнал нового, о чем хочешь спросить, задай вопрос. Так развивается коммуникативность, социально-нравственные навыки. Важно отметить каждого ребенка, как он чувствует себя в кругу своих сверстников, его собственный успех – это есть поощрение и награда для ребенка.
  
Интерактивное, живое общение с ребенком в аспекте диалога формирует привычку думать: идет поиск ответа, действия, познание нового и необычного. Сформированный ген любознательности превращается в учебную мотивацию. В современном мире ребенок должен воспринимать новую информацию, быть любознательным, активным, инициативным, креативным, уверенным в себе, где должна присутствовать личная активность самого ребенка.
  
Через «ворота» детской игры дети входят в мир математики, родного слова, в художественно- творческую деятельность, в мир людских взаимоотношений ведь так важно сберечь физическое, психоэмоциональное здоровье каждого ребенка.
  
Мне импонирует методика Ш. А. Амонашвили. Дети живут в импровизации, у нас свободный, живой и успешный стиль педагогической работы.
  
Здесь происходит личностно-ориентированное развитие и воспитание ребенка. Общение по принципу «Вместе приносит нам радость - познание».
  
Интересная позиция к развивающему обучению в технологии Л. В. Занкова через «проживание», через действие, опытническую, практическую и проблемную ситуации.
  
Теория Л. С. Выготского о зонах ближайшего развития ребенка: «Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний день детского развития», а на опережение, на перетягивание завтрашнего дня в день сегодняшний».
  
Потому что, когда трудно, тогда интересно. Трудно потому, что надо думать, искать, мыслить.
  
Педагогическая технология не может оставаться без движения, без изменений. Следует постоянно забегать вперед, в завтра.
  
Сотрудничество трех секторов треугольника: родители – дети – воспитатель – это необходимость. Стараюсь слушать и слышать родителей. Установила обратную связь. У нас диалог – это взаимопонимание, это партнерская деятельность. Родители с удовольствием участвуют в жизни группы своих детей. Приятно слышать слова родителей на собраниях – так интересно, что и уходить не хочется.
  
Проводим вечер вопросов и ответов «Отвечай-ка», «Развивающие игры – для развития вашего ребенка». Импровизированные, игровые занятия, где участвуют одни родители, доставляют всем удовольствие. Жизнь наполнена разнообразной деятельностью: игровой, двигательной, интеллектуальной.
  
Вместе воспитываем в детях чувство эмпатии, прививаем любовь к Родине. Экскурсия по родному городу «Это Родина моя» объединила всех нас. С удовольствием участвовали в оформлении и выпуске «Семейной газеты», газеты «Генеалогическое дерево», был проведен конкурс на лучшую семейную работу. Дома родители создают комфортные условия, способствующие познавательному развитию детей, совмещая с физическим и эмоциональным здоровьем детей.
  
После каждого выпуска во мне остается память. Придут другие, и с ними все должно быть по-другому. На этот год наши дети – младшая группа. Что интересует этих, конкретных детей?
  
Снова буду искать элемент новизны, обновления, удивления, нацеленный на успех каждого ребенка.
  
Для этого стараюсь в своей деятельности постоянно находиться в поиске педагогических инноваций. Сохранять творческую манеру, что дает мне обретать свой путь, свой стиль на фундаменте собственной личности. Надо идти чуть впереди себя и осуществится мое кредо: «Я все смогу, у меня все получится».
  
Пусть радует детей разноцветная игра детства, в которой надо жить ярко, ведь оно так быстро проходит.
  
Пусть мои «лукоморушки-подсолнушки» тянутся к солнцу. И эти семечки-зернышки, созрев, будут приносить пользу людям. Впереди большая жизнь.

Старший воспитатель МДОУ д/с № 14 Елена Ситникова



Телефоны администрации

8 (40143) 3-60-14

8 (40143) 3-60-15

8 (40143) 3-60-06

Официальный сайт Администрации муниципального образования "Гусевский городской округ"
© 2024, admgusev.ru
Top.Mail.Ru