Такие разные дети…

  Л.Н.Бесшапошникова,
директор Центра психолого-педагогической
реабилитации и коррекции детей
дошкольного и младшего школьного возраста

 

Такие разные дети…
(Вопросы интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья)

  Во все времена человеческое общество с большим или меньшим успехом приспосабливалось к факту существования людей, чье развитие оценивалось как «нарушенное» («дефективное»). Долгое время традиционной оставалась ориентация на лечение и изоляцию таких людей, а интеграция их в общество была возможна лишь при условии достижения ими определенного уровня развития.
  В системе образования, основанной на таком подходе, постепенно возникли разнообразные формы специальной помощи этой категории людей, был накоплен обширный арсенал реабилитационных и коррекционных приемов и методов обучения. Со временем стало приходить понимание, что разделение людей на «обычных» и «необычных» фактически приводит к появлению особого общества для особых людей и делает положение последних уязвимым. Желание преодолеть подобное положение привело к идее интегрированного образования, когда детей с особыми потребностями (так изящно их стали называть) стали включать в образовательную среду нормально развивающихся сверстников.
  С первых дней пребывания в образовательном учреждении ребенок, имеющий ограниченные возможности здоровья, погружается в мир знаний, начинает приобретать умения и навыки, которыми не владел ранее. На его долгом школьном пути будут  победы и поражения. Но очень важно помочь ребенку с первых школьных дней научиться преодолевать трудности, неизбежно возникающие в процессе обучения и воспитания.
  Где же должен обучаться ребенок, имеющий ограниченные возможности здоровья: в массовой школе или в специальной коррекционной школе? В какой из них он получит более качественное образование? Где ему будет комфортнее находиться? Какая школа лучше подготовит его к самостоятельной жизни? Эти вопросы волнуют родителей, педагогов, учёных.
  Еще в 1924 году знаменитый психолог Л.С.Выготский отмечал: «Специальная школа создает систематический отрыв от нормальной среды, изолирует и помещает в узкий замкнутый мирок …»
  Таким образом, общество пришло к теоретическому и практическому обоснованию идеи интегрированного обучения, что означает такую форму организации образования ребенка с особыми образовательными потребностями, когда он обучается в одном классе со сверстниками, не имеющими нарушения здоровья и развития. Именно такая форма обучения позволяет решить следующие проблемы:
 - обеспечить гармоничное социальное развитие ребенка путем сохранения его естественного окружения;
- обеспечить высокий уровень доступности и качества образования через индивидуальные образовательные программы, учитывающие потребности каждого ребенка.
  Необходимо отметить, что при совместном обучении и воспитании интегративное окружение является развивающей средой как для детей с особенностями в развитии, так и для обычно развивающихся детей, что подтверждают многочисленные исследования в этой области: в группах интеграции дети с обычным развитием более общительны и ведут себя более активно. Описываются и такие эффекты влияния интегративного окружения на детей с обычным развитием, как уменьшение чувства страха перед «другими» людьми; большее спокойствие и понимание действительности; рост социальной сознательности; становление системы собственных принципов на гуманистической основе. 
  Обеспечение доступности и качества образования детей с отклонениями в развитии в соответствии с нормами международного права, требованиями Российского законодательства, запросами граждан возможно только при изменении самих принципов организации специального образования. Никакое обучение не будет успешным, если упущены благоприятные для коррекционной работы сроки. Невозможно избежать потерь в обучении и перегрузке учащихся, если пытаться исправить отклонения в развитии у ребенка в ходе освоения общеобразовательных программ, игнорируя наличие особых образовательных потребностей и необходимость изменения образовательной среды в соответствии с этими потребностями. Невозможно избежать негативных последствий от пребывания ребенка в социальной изоляции иначе, чем помещением его в естественную социальную среду.
  Совершенно очевидно, что переход системы специального образования от дифференцированных, разъединяющих, форм к интегрированным, совместным, к обучению в массовой школе детей с ограниченными возможностями здоровья вместе со сверстниками, не имеющими особых образовательных потребностей, – неизбежная и логичная в демократическом обществе перспектива развития отечественной системы образования.

 



Телефоны администрации

8 (40143) 3-60-14

8 (40143) 3-60-15

8 (40143) 3-60-06