Школа-2020. Какой мы её видим?

     «Школа-2020. Какой мы её видим?» (по итогам Доклада рабочей группы Совета по образованию)
     24 октября 2008 года в областном правительстве состоялся выездной семинар-совещание рабочей группы Совета при Президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию с участием члена комитета Государственной Думы по образованию Балыхина Григория Артёмовича «Комплексная модернизация: опыт Калининградской области». Участников семинара приветствовал губернатор Калининградской области Г.В.Боос, председатель областной Думы С.Булычёв, выступили министр образования области Н.С.Шерри, ректор РГУ им. Канта А.П.Клемешев. Федеральные чиновники высоко оценили положительный опыт регионального министерства образования в проведении модернизации системы образования. Участницей семинара была начальник отдела образования администрации городского округа МО «Гусевский городской округ» В.В.Пономаренко.
     Ознакомимся с докладом рабочей группы Совета «Школа-2020. Какой мы её видим?». Остановимся на некоторых положениях доклада, которые представляют интерес для педагогической общественности города и района.
     В докладе подчёркивается особая роль школы в подготовке кадровых ресурсов для решения новых задач социально-экономического развития страны до 2020 года и в формировании молодых граждан российского общества. Школьное образование получают все, оно определяет всю последующую жизнь, поэтому проблема хорошей школы – важнейшая среди проблем национального развития.
     Несмотря на все успехи, связанные с реализацией приоритетного национального проекта «Образование», существует проблема устойчивой неудовлетворённости обществом качеством получаемых школьниками знаний и их несоответствием общественным ожиданиям, поскольку образование стало базой, основываясь на которой люди выстраивают свои жизненные стратегии. В обществе вызрела потребность в новом качестве общего образования и формировании опережающей модели его развития.
     В реализации Стратегии развития России до 2020 года и перспективном развитии государства многое зависит от того, кто будет воплощать намеченное в жизнь и обеспечивать её дальнейшее прорывное развитие. Эта важнейшая задача ляжет на плечи тех, кто сейчас ещё учится в школе. Фактически школа становится ключевым звеном в реализации стратегических планов России и важнейшим элементом в построении нового общества.
     Кардинальные вопросы будущего:
·        кого мы готовим себе на смену,
·        насколько широкие возможности для жизни детей мы сейчас создаём,
·        какую систему ценностей они усваивают и, наконец,
·        как увлечь процессом познания и мотивировать детей к обучению и творчеству на долгие годы.
     Основная миссия российской школы: образование (обучение и воспитание) мыслящих людей, имеющих систему нравственных убеждений и волю, готовых и способных активно участвовать в развитии России, защите её национальных интересов, становлении гражданского самосознания, преодолении пассивности и социальной апатии.
     Однако современное состояние школы не соответствует уровню общественных ожиданий и поставленных государством задач. Наблюдается и снижение мотивации к обучению и преподаванию, и отставание школьных образовательных стандартов, и падение авторитета школьного учителя. Сказываются и такие проблемы (возникшие в 90-е годы), как детская и подростковая преступность, ранний алкоголизм, наркомания и токсикомания, детская беспризорность и нищенство, рост социального сиротства.
     В общеобразовательных учреждениях Российской Федерации обучаются в настоящее время 13,7 млн. учащихся (70% в городских, 30% в сельских) - это в 1,5 раза меньше, чем в период 1990-2000 гг. За период 2001-2007 гг. число учащихся в государственных и муниципальных общеобразовательных школах уменьшилось почти на 30%. В системе общего образования работает 1 млн. 264 тыс. учителей. В период с 2001 по 2007 год их численность сократилась примерно на 13%. Доля учителей пенсионного возраста составляет 17%, предпенсионного – 30%. 8% учительского корпуса имеют стаж работы в школе до 5 лет, 50% - свыше 20 лет. В аварийном состоянии находятся 1,87% школ, в капитальном ремонте нуждаются 29,4% школ.
     Изменения в школьном образовании, призванные улучшить его качество и доступность, касаются таких направлений, как система оценивания результатов обучения, внедрение информатизации, управление школой, организация образования на старшей ступени, оптимизация сети образовательных учреждений и т.д.
     Практически реализуется выход за рамки классно-урочной системы. Классический учебный процесс всё чаще использует новые формы работы, направленные на дополнение предметных знаний и навыков теоретического мышления преимуществами деятельностного подхода. Это и постановка учебных ситуаций, и проектная деятельность школьников, и проблемные форумы, и образовательные экспедиции, и многое другое.
     Однако наряду с концентрированным вниманием государства к школе в основных общественных группах наблюдается устойчивая неудовлетворённость состоянием отечественного школьного образования (так, по данным Мониторинга состояния и тенденций развития общего образования в Российской Федерации, около половины респондентов (населения и экспертов) оценивают отрицательно или нейтрально состояние системы общего образования).
     ПНП «Образование» стал катализатором системных изменений в образовании, обеспечивая эффективный контроль использования выделенных ресурсов и наглядность результатов (направления «Классное руководство», «Лучшие учителя», «Инновационные школы», «Талантливая молодёжь», «Интернетизация образования», «Учебное оборудование», «Школьное питание», «Сельский школьный автобус»). Кроме того, была введена ещё одна подпрограмма в рамках ПНПО – «Комплексная модернизация региональных систем образования».
     Ценность ПНПО не только в положительных результатах, но и в привлечении внимания к недостаткам, проблемам и «узким местам».
     Раздел доклада «Рекомендации» содержит ряд важных задач, которые могут быть сформулированы по результатам многочисленных исследований, в частности:
1.            Сформировать Национальную комиссию (Координационный Совет) по школьному образованию для выработки согласованной государственно-общественной стратегии развития общего образования в Российской Федерации, базовыми направлениями которой должны стать следующие:
·              создание благоприятной для учащихся школьной среды;
·              повышение престижа и социального статуса профессии учителя;
·              оптимизация содержания школьного образования;
·              создание эффективной национальной системы оценки качества образования;
·              стимулирование участия бизнеса в материальной поддержке школы.
2.            Поддержать основные положения государственной программы «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009-2012 годы», направленные на развитие общего образования.
3.            Придать особое значение развитию российского математического и естественнонаучного образования.
4.            Рекомендовать регионам ускорить применение новой методики расчёта финансового норматива в образовании, учитывающей также затраты на обеспечение условий для внеурочной деятельности, увеличив фонд оплаты труда не менее чем на 30% за счёт региональных бюджетов.
5.            Создать общедоступные школьные библиотечные фонды учебников и мультимедийных пособий.
6.            Поддержать формирование Национального фонда «Талантливые дети».
7.            Разработать программу «Здоровье школьника».
8.            Принять неотложные меры по восстановлению фонда школьных зданий (ремонт аварийных зданий, капитальный ремонт, реконструкция и новое строительство).
9.            Осуществить в 2009-2010 годах комплексное развитие и реконструкцию школьной спортивной инфраструктуры, предусмотрев меры по обеспечению доступности социальных объектов школы.
10.        Разработать систему мер по диверсификации форм и способов получения педагогического образования, повышения квалификации и переподготовки учителей на базе ведущих университетов и институтов РАН.
11.        Провозгласить 2010 год в Российской Федерации «Годом Учителя» и разработать комплекс мероприятий, направленных на реальное повышение его статуса.

 СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОБЩЕГО  ОБРАЗОВАНИЯ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

            Судя по опросам общественного мнения, основная масса учителей, родителей и учащихся, значительная часть (до половины) экспертов пока не видят заметных позитивных изменений в системе общего образования. Все они выражают обеспокоенность всё возрастающими сборами в школах на «бесплатное образование», расслоением образовательных учреждений на процветающие высококачественные, но дорогие, и на бесплатные низкокачественные и по сути деградирующие.
            Наиболее целесообразными направлениями улучшения качества образовательных услуг опрошенные эксперты считают модернизацию образовательных программ в средней школе и ориентацию образовательных услуг на перспективные потребности социально-экономического развития общества и регионов.
            Общественно-значимые проблемы системы общего образования – это, во-первых, общее снижение качества образования, во-вторых, усиление неравенства в получении качественного образования.
            Большинство опрошенных считает, что в первоочередном совершенствовании нуждается полное общее образование. За годы реформ и модернизаций средняя школа изменилась, стала вариативна и более демократична. Но современные реалии требуют ещё более глубоких преобразований, адекватности школы запросам заказчиков образовательных услуг, требованиям рынка.
            Около половины опрошенных традиционно считает главной целью общего образования передачу знаний, развитие интеллекта учащихся. Более трети респондентов в качестве приоритетной цели общего образования выделяет подготовку учащихся к профессиональной деятельности, формирование целостной личности, адаптацию молодёжи к условиям жизни. При этом, по мнению заказчиков образовательных услуг, задачи воспитания нравственных качеств, патриотического воспитания сегодня скорее «неактуальны». Подобная позиция входит в противоречие с государственной политикой в сфере образования.
            Кадровое обеспечение образовательных учреждений нуждается в серьёзной модернизации. Предлагается для улучшения подготовки специалистов развивать систему школ-лабораторий, инновационных центров, завершить формирование образовательных комплексов «школа-вуз». Педагогическое образование необходимо превратить в социолого-психолого-педагогическое, ввести многоступенчатое педагогическое образование, установить критерии отбора на профессиональную пригодность для обучения на педагогических специальностях.
            Самой злободневной проблемой общего среднего образования является низкий уровень материально-технического оснащения. Второй по значимости стала проблема недостаточно высокого уровня преподавания. Эта проблема связана с острым дефицитом высококвалифицированных кадров, возникшим в связи с острым кризисом в системе образования 90-х годов прошлого века.
            Отмечается тенденция определённой консервации проблемного поля отечественного общего образования:

  • положение учителя в обществе;
  • здоровье учащихся;
  • социальное неравенство в получении качественного образования;
  • снижение уровня общей культуры, воспитанности и разностороннего развития школьников;
  • низкая эффективность подготовки выпускников к вступлению в самостоятельную жизнь;
  • расслоение образовательных учреждений на школы для богатых и бедных; явные и скрытые денежные поборы.

 P.S. 2010 год Президентом РФ объявлен Годом Учителя, при этом поставлена задача к ноябрю 2009 г. «повысить престиж профессии учителя»...

 

Подготовила Е.Зайцева,

методист отдела образования



Телефоны администрации

8 (40143) 3-60-14

8 (40143) 3-60-15

8 (40143) 3-60-06