«Причины плоскостопия и пути его профилактики»

    Стопа по данным многих исследований - это сложный сводчатый орган, выполняющий опорную, локомотивную и амортизационную функции. Она является опорой, фундаментом тела, поэтому естественно, что нарушение этого фундамента обязательно отражается на формировании подрастающего организма. Стабилизация стопы и коррекция плоскостопия у детей – одна из ключевых задач, т.к. это влияет на формирование всего опорно-двигательного аппарата ребенка.

    Плоскостопием страдают от 40% до 60% населения Земли.

    Плоскостопие – это вовсе не плоская стопа, а статическая деформация стопы, характеризующая уплощением ее сводов. При плоскостопии резко понижается опорная функция ног, изменяется положение таза, повышается утомляемость, боли при ходьбе и стоянии, нередко плоскостопие является одной из причин нарушения осанки.

Основные причины плоскостопия

    - слабость мышц и связочного аппарата, принимающих участие в поддержании свод;

    - тесная обувь, особенно с узким носком, с толстой подошвой, т.к. они лишают стопу ее естественной гибкости.

    В раннем детском возрасте малоподвижная форма плоскостопия обычно безболезненна, но в дальнейшем, по мере роста ребенка, этот недостаток может увеличиваться и причинить много неприятностей. Поэтому важно предупредить плоскостопие, а если оно все-таки появилось, своевременно проводить лечение. Даже если болезнь запущена, в любом возрасте можно сделать, что-то полезное для стопы.

Профилактика плоскостопия:

   - укрепление мышц, сохраняющих свод;

   - ношение рациональной обуви;

   - ограничение нагрузки на нижние конечности.

Главное средство профилактики плоскостопия:

   - специальная гимнастика, направленная на укрепление мышечно-связочного аппарата стопы и голени;

   - бег;

    - ходьба на носках и наружных сводах стопы.

Водные профилактические процедуры.

   Для детей полезно перед сном сделать ванну для ног:

   - возьмите два тазика с горячей (как только терпит нога) и холодной водой. Сначала распарьте стопы в горячей воде, затем опустите в холодную. Так попеременно 2-3 раза.

   - в воду можно добавить морской соли, питьевой соды, настой ромашки, дубовой коры.

   - массаж стопы, «вылепливая» своды стопы и как бы собирая стопу в «кулачок».

   В профилактике плоскостопия важную роль играет и правильный выбор обуви: она не должна быть тесной или слишком просторной. По назначению обувь подразделяется на бытовую и специальную: спортивную, медицинскую (ортопедическую).

    Ортопедическая обувь применяется при патологических изменениях стопы и способствует исправлению начальных нестойких деформаций ноги, предупреждает их прогрессирование, компенсирует укорочение конечности, создает опору при стоянии и ходьбе. Направление на заказ ортопедической обуви дает врач. Врач дает инструкции по гигиене стопы, по пользованию и уходу за обувью. Ремонт такой обуви производится только в ортопедической мастерской.

    Детская обувь должна соответствовать анатомо-физиологическим особенностям стопы ребенка, быть мягкой и легкой, прочной, на гибкой подошве. Необходимо, чтобы она была достаточно свободной, не ограничивала движения пальцев и имела небольшой каблук, так как он предупреждает развитие плоскостопия и предохраняет пятку от ударов. Высота каблука не должна быть больше 1/14 длины стопы.

    Детям не следует покупать обувь с открытой пяткой. Задник должен быть устойчивым и препятствовать скольжению стопы, что предупреждает развитие плоскостопия. Детям дошкольного и школьного возраста рекомендуется пользоваться обувью, охватывающей щиколотку, так как ношение более низкой обуви вызывает утомление и приводит к деформации пальцев.

    С детства приучайте вашего ребенка читать, писать и рисовать, - поставив стопу на наружный край. Еще лучше совместить эту пассивную позу с активной гимнастикой: во время сидячих игр и занятий пусть малыш как бы сгребает подошвами в кучу воображаемые предметы.

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ПЛОСКОСТОПИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 2 ЛЕТ

   1. И.П. – ноги врозь, носки повернуты внутрь. Выполнять попеременные повороты корпуса вправо и влево с поворотом соответствующей стопы на наружный край.

   2. Несколько минут походить на носках.

   3. Столько же походить на пятках.

   4. Немного походить с поджатыми пальцами ног.

   5. Походить с поднятыми пальцами ног.

   6. Несколько раз в день по 10-15 мин ходить на наружном крае стопы, как «мишка косолапый».

   7. Несколько раз пальцами ног поднять с пола любой мелкий предмет.

   8. Лечь на пол и двигать стопами влево и вправо, вперед и назад, сгибать и разгибать пальцы.

Серёжечкина М.Е., инструктор по ФК

МАДОУ «Детский сад № 11 Центр развития ребенка»

Статья подготовлена по материалам журнала

«Инструктор по физической культуре»



Телефоны администрации

8 (40143) 3-60-14

8 (40143) 3-60-15

8 (40143) 3-60-06