Понятие трудная жизненная ситуация в целом определяется как временная, объективно или субъективно создавшаяся ситуация; -это совокупность значимых для человека событий и связанных с ними потребностей, ценностей и представлений, влияющих на его поведение и мировоззрение в конкретный период жизненного цикла; -препятствия в реализации важных жизненных целей, с которыми нельзя справиться с помощью привычных средств; -ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность; -нарушение привычных внутренних связей; -невозможность реализации внутренних стимулов (мотивов, стремлений, ценностей). Среди жизненных ситуаций выделяют устоявшиеся (нормальные) и трудные (проблемные). Проблемные ситуации возникают тогда, когда нарушается упорядоченность течения жизни человека, и он не может решить ту или иную проблему с помощью привычных схем поведения. При этом источник жизненной трудности обнаруживается как в собственных действиях индивида, так и во влиянии окружающей среды. Признаки, свидетельствующих о наступлении трудной жизненной ситуации: неадекватность алгоритмов привычного социального поведения; нарушение текущей социальной деятельности; неопределенность перспектив развития событий; возникновение стрессовых состояний человека. Классифицировать трудную жизненную ситуацию школьника и его семьи можно по источнику возникновения, по основаниям, по охвату функций жизнедеятельности, по последствиям, по способности семьи к преодолению трудных жизненных ситуаций. Классификация позволяет осуществить адресность педагогической поддержки семьи, дифференцированно подойти к работе с отдельным ребенком. | |
Признаки неблагополучия: -утомленный, сонный вид; склонность к обморокам, головокружению вследствие постоянного недоедания; - неумеренный аппетит; -санитарно-гигиеническая запущенность, - задержка роста, отставание в речевом, моторном развитии, трудности в обучении. -привлечение внимания любым способом; чрезмерная потребность в ласке; -проявление агрессии и импульсивности, которые сменяются апатией и подавленным состоянием; -проблемы во взаимоотношениях со сверстниками. К специалисту, осуществляющему педагогическую поддержку ребенку, находящемуся в трудной жизненной ситуации, предъявляются следующие требования: • понимание сути оказываемой поддержки; • профессиональная готовность; • формирующее начало; • личностные качества; Профилактические функции в работе с учащимися, находящимися в трудной жизненной ситуации, осуществляет непосредственно классный руководитель. Он помогает получить сведения о ребенке, о положении дел в семье, так как чаще общается с учащимися, их родителями и лицами, их заменяющими, с другими родственниками. Классным руководителям необходимо своевременно выявлять несовершеннолетних, нуждающихся в психолого-педагогической помощи, помощи государства, с целью организации адресной индивидуальной профилактической работы. Педагог, регулярно общаясь с законными представителями учащихся, строит свою работу на принципах доверительного, не ущемляющего достоинства общения и соблюдая принцип конфиденциальности полученной информации. Очень важно взаимодействие всех субъектов образовательного процесса с родителями ребенка, а так же служб системы профилактики района. Конфликт любого происхождения позволит сформировать у учащегося ощущение психологической безопасности и комфорта. Таким образом, педагогическая поддержка ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, является приоритетным направлением деятельности социального педагога в школе и должна осуществляться комплексно при тесном взаимодействии с другими педагогами. | |
Хомякова Н.А.,
педагог-организатор
МОУ «СОШ в п. Михайлово»
|
Все информационные материалы Официального сайта Администрации муниципального образования «Гусевский городской округ» Калининградской области могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, в сети Интернет или на любых иных информационных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.
Необходимым условием перепечатки при использовании материалов является ссылка на Официальный сайт Администрации муниципального образования «Гусевский городской округ» Калининградской области (https://www.admgusev.ru).
Никакого предварительного согласия на перепечатку материалов от Администрации муниципального образования «Гусевский городской округ» не требуется.