Свою статью мне хотелось бы начать с обращения к родителям и учащимся 8-10 классов общеобразовательных школ нашего городского округа. Ознакомьтесь, пожалуйста, с содержанием этих заметок и сделайте вывод относительно ваших дальнейших намерений: если вы на семейном совете решите, что полное среднее образование – ваш выбор, вам стоит серьёзно вчитаться в этот материал.
Коренные общественные изменения актуализировали проблемы, с которыми столкнулось всё население России: необходимость постоянной адаптации к происходящим изменениям, преодоление старых и новых барьеров, препятствующих включению в меняющиеся общественные структуры, развитие навыков сосуществования с рисками повседневности (бедность, болезни, агрессия).
Исследователи говорят о наличии в обществе молодёжного большинства с активной стилевой стратегией жизни, для которого характерны следующие особенности:
1. Открытость экспериментам, инновациям и изменениям.
2. Принятие и одобрение плюрализма мнений.
3. Индивидуализация как способ адаптации к меняющимся социальным обстоятельствам.
4. Большая ориентация на настоящее и будущее, а не на прошлое.
5. Переход от внешнего (формального) к внутреннему контролю над своей жизнью и поступками.
6. Готовность к мобильности – географической, социальной, культурной.
7. Растущее чувство возможности справедливого распределения, веры в то, что вознаграждение не зависит от случая, а соответствует мастерству и вкладу. Это стимулирует накопление личного опыта: профессионального, коммуникационного, психологического.
8. Высокая ценность формального образования и обучения.
9. Уважение достоинства других, толерантность.
Что может предложить школа в ответ на эти «вызовы времени»? На этот вопрос есть один ответ: необходимо создать общественное мнение, разъяснить родителям, что только обновление содержания образования и новые подходы к организации школьного обучения смогут удовлетворить те потребности детей, которые будут соответствовать и их индивидуальным способностям и запросам, и не будут входить в противоречие с планами и запросами семьи и социума.
В 2003 году отдел образования начал работу по организации предпрофильной подготовки учащихся 8-9 классов. Опросы детей и родителей, проведение профориентационных уроков, курсов по выбору, экскурсий, выявление запросов семьи – всё это в системе принесло свои плоды: в 2005/2006 учебном году в МОУ СОШ №5 открылся первый в городском округе профильный (социально-экономический) класс.
Что же такое профильное обучение? Что оно даёт ребёнку и на что позволяет надеяться родителям?
Философия профильного обучения опирается на идею природосообразности (Ж.-Ж.Руссо), по которой основная миссия школы – учить ребёнка в соответствии с его способностями и возможностями. У каждого ребёнка есть дар к какому-либо виду деятельности, и задача учителя и школы этот дар обнаружить и развить в рамках индивидуальной образовательной траектории.
Основная психологическая идея профильного обучения опирается на концепцию личностного и социального развития, а не только академической успешности.
Цели профильного обучения:
· обеспечить углублённое изучение отдельных предметов программы полного общего образования;
· способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;
· расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.
Профильное обучение включает в себя две стадии: предпрофильную подготовку в 9-м классе и собственно профильное обучение в 10-11-м классах.
Предполагается, что профильное обучение станет явлением массовым. Оно удовлетворяет потребности личности, общества, государства: его планирование и введение соотносится с текущими особенностями развития территории и социально-экономическим развитием общества.
Содержание профильного обучения предполагает погружение в предметную область (не менее двух предметов). Количество часов увеличивается за счёт элективных курсов. Кроме того, меняется и качество: элективные курсы могут не только углублять, но и расширять знания в предметной области.
Профильное обучение предполагает введение в практику образовательных учреждений механизмов составления и реализации индивидуальных учебных планов, которые формируются школой (в части общеобразовательных и профильных предметов) и самим учащимся (элективный компонент).
В основе профильного обучения – идея увеличения часов на предметы профиля за счёт сокращения часов непрофильных предметов.
В «Концепции профильного обучения» сказано: «Реализация идеи профильности старшей ступени ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершения ответственного выбора – предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности». Таким образом, с нашей точки зрения, родители должны делить со школой ответственность за будущее детей.
В нынешнем учебном году в МОУ СОШ №5 организован профильный физико-математический класс, а в МОУ СОШ №3 десятиклассники смогут обучаться по информационно-технологическому профилю. Администрации и педколлективы обеих школ гарантируют высокое качество обучения в профильных классах.
Е.А.Зайцева, муниципальный
координатор предпрофильной подготовки
и профильного обучения
Все информационные материалы Официального сайта Администрации муниципального образования «Гусевский городской округ» Калининградской области могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, в сети Интернет или на любых иных информационных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.
Необходимым условием перепечатки при использовании материалов является ссылка на Официальный сайт Администрации муниципального образования «Гусевский городской округ» Калининградской области (https://www.admgusev.ru).
Никакого предварительного согласия на перепечатку материалов от Администрации муниципального образования «Гусевский городской округ» не требуется.