Статья МАДОУ ЦРР №11

Подбор художественной литературы для дошкольников

Очень важно, какие книги мы подбираем для наших детей, насколько они разнообразны по жанру, по оформлению. Книги не должны восприниматься только как развлечение или только как обучение. Мир художественной литературы очень богат и многогранен, в нем есть место и серьезному разговору, и веселой игре. Правильным отбором книг можно оказывать благотворное влияние на нравственное становление личности ребёнка, на формирование его духовных ценностей.

Дети стремятся подражать героям, которые им симпатичны. И очень важно, чтобы дети выбирали положительных героев. Проживая в игре жизнь любимых персонажей, дети приобщаются к их духовному и нравственному опыту. Книга должна раскрывать перед ребёнком идеалы справедливости, добра, мужества, сострадания и честности. Посредством литературных произведений формируется правильное отношение к людям, к самому себе, к своим правам и обязанностям, поступкам. Книги, созданные для детей, формируют у ребёнка нравственное отношение к действительности, несут целую программу позитивных форм поведения, в которых это отношение проявляется и выражается.

Детская литература сегодня богата и по составу, и по содержанию. Для детей издаются детские книги современных отечественных и иностранных авторов. Полностью охватить всё это многообразие невозможно. К. Д. Ушинский подчеркивал, что произведения, с которыми впервые встречается ребёнок, должны вводить его «в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа». Произведения устного народного творчества: потешки, загадки, считалки, перевёртыши, пословицы, поговорки, скороговорки, сказки приобщают ребёнка к духовной жизни своего народа. Они своим содержанием и формой отвечают задачам воспитания и развития ребёнка, приспособлены к детским потребностям. Устное народное творчество вводит малыша в стихию народного слова, раскрывает его богатство и красоту. Фольклор формирует у детей чувство принадлежности к своему народу, его культуре. Произведения русского фольклора дают детям уроки физической и нравственной чистоплотности (потешки «Водичка, водичка… », «Расти коса до пояса»), доброты и трудолюбия (сказки «Хаврошечка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»), дружбы и взаимопомощи (сказки «Репка», «Лиса и заяц», «Кот, петух и лиса»). Душевной теплотой и любовью пронизаны все колыбельные песенки, потешки. В круг детского чтения входит также фольклор народов мира и произведения детских зарубежных писателей. Они несут в себе большой потенциал национальных культур и делают ребёнка обладателем общечеловеческих духовных ценностей.

При отборе литературных произведений необходимо видеть идейную направленность детской книги. Носителем духовной культуры русского народа является классическая литература. Это произведения А. С. Пушкина, Н. А. Некрасова, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, М. М. Пришвина и других русских писателей.

В литературном развитии ребёнка нужно вести от литературы своего народа к классике мировой детской литературы. При этом в круг детского чтения следует включать книги разнообразные по темам и жанрам. Это позволит формировать у детей широту читательских интересов, избирательность и индивидуальность литературных пристрастий.

Дети дошкольного возраста любят народные и авторские сказки отечественных писателей - А. М. Горького, А. Н. Толстого, Ю. К. Олеши, К. И. Чуковского, Э. Н. Успенского, Б. В. Заходера, И. П. Токмаковой, а также зарубежных писателей - Дж. Родари, А. Линдгрена, Т. Янсона, А. Милна и других. Сказка вызывает у всех детей любовь и стойкий интерес к ней своей яркостью образов, загадочностью, занимательностью событий, неограниченными возможностями для фантазирования, выдумки, игры ума.

Детям очень нравятся произведения Н. Н. Носова, В. Г. Сутеева, В. Ю. Драгунского. Произведения этих авторов открывают детям смешное в жизни, воспитывают умение шутить и смеяться, c чувством юмора принимать жизнь со всеми ее хорошими и плохими сторонами.

Художественные произведения должны быть доступны пониманию ребёнка.

Отбор книг для детского чтения должен осуществляться по определенным принципам:

· психологические принципы: учет возрастных особенностей детей. Возрастные особенности- быстрая утомляемость, слабая концентрация внимания и сложность его переключения, недостаточный объем памяти, отсутствие личного опыта.

· педагогические принципы: воспитательная ценность произведения, его доступность, наглядность, занимательность и динамичность сюжета.

· литературоведческие принципы: наличие всех видов литературы: проза, поэзия, драма.

· историко-литературные принципы: наличие в домашней библиотеке произведений русской литературы и литературы народов мира.

Существуют также и критерии отбора книг для детского чтения: произведения должны быть проникнуты гуманистическими идеями, несущими вечные ценности добра, справедливости, равенства, труда, здоровья и счастья, мира и покоя для всех и каждого.

Литература должна быть адаптирована для детского чтения: книга сокращается, объем текста уменьшается, старые, вышедшие из употребления слова, заменяются новыми, понятными современному человеку.

Детей надо приучать бережно, обращаться с книгой: рассматривать книги только на столе, брать их чистыми руками, осторожно переворачивать страницы, после рассматривания убирать книги на место.

Художественная книга – это могучее средство воспитания, она способствует развитию у детей любви к нашей Родине, к родной природе.

С раннего возраста надо воспитывать у детей любовь и интерес к книге.

Чтение книг и рассматривание иллюстраций к ним воспитывает моральные качества детей, развивает ум, эстетическое восприятие.

Многообразие детской литературы дает возможность формировать у детей индивидуальные читательские интересы и склонности. Одни дети любят книги о животных, другим нравится слушать приключенческие рассказы, третьих интересуют истории из жизни своих сверстников.

Уважаемые родители! Удачи вам в подборе художественных произведений для детей. 

26.02.2015.JPG

Рябчевская Т.В., воспитатель первой

квалификационной категории

МАДОУ детского сада № 11 Центра развития ребенка 



Телефоны администрации

8 (40143) 3-60-14

8 (40143) 3-60-15

8 (40143) 3-60-06