Готов ли ваш ребенок к школе?

Подготовка к школе – один из самых ответственных для родителей и самых сложных для ребенка периодов детства. Вы спросите почему? Причина в том, что постоянно растут требования школы к детям, которые идут в 1-й класс.

Еще лет 50 назад никому и в голову не приходило учить до школы ребенка читать и писать. Современная школа значительно превышает планку требований к ребенку, а родители стараются сделать все, чтобы малыш «соответствовал» требованиям современной школы.

Но вот в чем состоит парадокс - чем больше занимаются с ребенком, чем больше от него требуют, чем больше желание родителей дать ребенку как можно больше и как можно раньше, тем печальнее результат. После двух, трех лет интенсивных занятий, многочасовых страданий над книгой, слышны лишь родительские нарекания: «Все буквы знает, а читать не хочет».

После многочасовых мучений над прописями 4-5-летний малыш слышит бесконечные недовольства взрослых и запугивания: «В школу не возьмут», «Будешь двоечником», «Все уже умеют, а ты…». Постоянные неудачи ребенка, от которого требовали то, к чему он еще не готов, то, что пока еще не соответствует его возрастным возможностям, попросту гасит всякое желание.

Так что же, не заниматься подготовкой к школе?

Нет, конечно, заниматься, только подготовка должна быть разумной, соответствовать не только возрастным, но и индивидуальным особенностям каждого ребенка. С одним нужно больше заниматься для развития речи, для другого важнее развитие мелкой моторики, у третьего не сформировано пространственное восприятие: малыш путает право и лево, верх и низ.

Вариантов занятий может быть великое множество, но это должны быть не уроки, когда от ребенка требуется длительная концентрация внимания, не строгое соблюдение правил поведения, а занятия-игры, в которых поддерживается интерес, доминируют положительные эмоции, развивается воображение, творчество. Нужно принимать во внимание и желание ребенка, учитывать его работоспособность и возможности.

Все, чему мы хотим научить ребенка, не должно быть механически заучено. Ребенок должен понимать, что он делает и для чего.

Завышенные требования к ребенку дают очень низкий эффект, создают ситуацию, о которой сами родители говорят: «Столько занимались, столько сил потратили, а результата нет». Кроме того, постоянные неудачи, недовольство взрослых снижают самооценку ребенка, ведут к повышенной тревожности, страху перед поступлением в школу.

Какими же навыками и умениями должен обладать будущий первоклассник?

Будущий первоклассник должен иметь:

- развитое наглядно-образное мышление (уметь работать с конструктором, поделочными материалами);

- достаточный для его возраста уровень развития внимания (уметь концентрироваться на выполняемом задании в течение 10 – 15 минут);

- развитую мелкую моторику кистей и пальцев рук (уметь работать с ножницами, цветной бумагой и карандашом, делать аппликации и рисовать);

- развитую зрительную и слуховую память, необходимую для запоминания с первого раза инструкции педагога к заданию и удерживать ее в процессе всего выполнения заданий;

- достаточный для его возраста уровень развития словесно-логического мышления (уметь сравнивать предметы, устанавливать последовательность событий, проводить аналогии, делать выводы, обобщать);

- мотивационную готовность к обучению в школе.

Будущий первоклассник должен обладать:

- навыком выполнения деятельности произвольно и по образцу;

- коммуникативными навыками (уметь общаться со сверстниками, строить адекватные отношения со взрослыми с учетом ситуации общения);

- навыком саморегуляции (уметь справляться со своими отрицательными эмоциями, переживать неудачи);

- способность к элементарной, но адекватной оценке результатов своего труда;

- навыком сознательного подчинения правилам образовательного учреждения и выполнять требования педагога.

Будущий первоклассник должен знать:

- свое имя, отчество, фамилию;

- дату своего рождения;

- свой домашний адрес;

- имена, отчества и фамилии членов семьи, их профессии;

- элементарные правила поведения в общественных местах и на улице.

Т.В. Кузнецова – учитель-дефектолог

МАДОУ детского сада №11

Центра развития ребенка



Телефоны администрации

8 (40143) 3-60-14

8 (40143) 3-60-15

8 (40143) 3-60-06