Подготовка к школе – один из самых ответственных для родителей и самых сложных для ребенка периодов детства. Вы спросите почему? Причина в том, что постоянно растут требования школы к детям, которые идут в 1-й класс.
Еще лет 50 назад никому и в голову не приходило учить до школы ребенка читать и писать. Современная школа значительно превышает планку требований к ребенку, а родители стараются сделать все, чтобы малыш «соответствовал» требованиям современной школы.
Но вот в чем состоит парадокс - чем больше занимаются с ребенком, чем больше от него требуют, чем больше желание родителей дать ребенку как можно больше и как можно раньше, тем печальнее результат. После двух, трех лет интенсивных занятий, многочасовых страданий над книгой, слышны лишь родительские нарекания: «Все буквы знает, а читать не хочет».
После многочасовых мучений над прописями 4-5-летний малыш слышит бесконечные недовольства взрослых и запугивания: «В школу не возьмут», «Будешь двоечником», «Все уже умеют, а ты…». Постоянные неудачи ребенка, от которого требовали то, к чему он еще не готов, то, что пока еще не соответствует его возрастным возможностям, попросту гасит всякое желание.
Так что же, не заниматься подготовкой к школе?
Нет, конечно, заниматься, только подготовка должна быть разумной, соответствовать не только возрастным, но и индивидуальным особенностям каждого ребенка. С одним нужно больше заниматься для развития речи, для другого важнее развитие мелкой моторики, у третьего не сформировано пространственное восприятие: малыш путает право и лево, верх и низ.
Вариантов занятий может быть великое множество, но это должны быть не уроки, когда от ребенка требуется длительная концентрация внимания, не строгое соблюдение правил поведения, а занятия-игры, в которых поддерживается интерес, доминируют положительные эмоции, развивается воображение, творчество. Нужно принимать во внимание и желание ребенка, учитывать его работоспособность и возможности.
Все, чему мы хотим научить ребенка, не должно быть механически заучено. Ребенок должен понимать, что он делает и для чего.
Завышенные требования к ребенку дают очень низкий эффект, создают ситуацию, о которой сами родители говорят: «Столько занимались, столько сил потратили, а результата нет». Кроме того, постоянные неудачи, недовольство взрослых снижают самооценку ребенка, ведут к повышенной тревожности, страху перед поступлением в школу.
Какими же навыками и умениями должен обладать будущий первоклассник?
Будущий первоклассник должен иметь:
- развитое наглядно-образное мышление (уметь работать с конструктором, поделочными материалами);
- достаточный для его возраста уровень развития внимания (уметь концентрироваться на выполняемом задании в течение 10 – 15 минут);
- развитую мелкую моторику кистей и пальцев рук (уметь работать с ножницами, цветной бумагой и карандашом, делать аппликации и рисовать);
- развитую зрительную и слуховую память, необходимую для запоминания с первого раза инструкции педагога к заданию и удерживать ее в процессе всего выполнения заданий;
- достаточный для его возраста уровень развития словесно-логического мышления (уметь сравнивать предметы, устанавливать последовательность событий, проводить аналогии, делать выводы, обобщать);
- мотивационную готовность к обучению в школе.
Будущий первоклассник должен обладать:
- навыком выполнения деятельности произвольно и по образцу;
- коммуникативными навыками (уметь общаться со сверстниками, строить адекватные отношения со взрослыми с учетом ситуации общения);
- навыком саморегуляции (уметь справляться со своими отрицательными эмоциями, переживать неудачи);
- способность к элементарной, но адекватной оценке результатов своего труда;
- навыком сознательного подчинения правилам образовательного учреждения и выполнять требования педагога.
Будущий первоклассник должен знать:
- свое имя, отчество, фамилию;
- дату своего рождения;
- свой домашний адрес;
- имена, отчества и фамилии членов семьи, их профессии;
- элементарные правила поведения в общественных местах и на улице.
Т.В. Кузнецова – учитель-дефектолог
МАДОУ детского сада №11
Центра развития ребенка
Все информационные материалы Официального сайта Администрации муниципального образования «Гусевский городской округ» Калининградской области могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, в сети Интернет или на любых иных информационных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.
Необходимым условием перепечатки при использовании материалов является ссылка на Официальный сайт Администрации муниципального образования «Гусевский городской округ» Калининградской области (https://www.admgusev.ru).
Никакого предварительного согласия на перепечатку материалов от Администрации муниципального образования «Гусевский городской округ» не требуется.