Детское экспериментирование как средство индивидуализации и развития познавательной активности

«Самое лучшее открытие – то,
которое ребенок делает сам»

Экспериментирование является одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира.

Ребёнку- дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.

Познавая окружающий мир, он стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им.

Это объясняется тем, что детям присуще наглядно-действенное и наглядно - образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.

Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.

Экспериментирование предоставляет ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как» и «почему?», позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную на собственных опытах, позволяет почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.

Занимаясь с дошкольниками экспериментированием, не стоит забывать о том, что главным является не приобретение ребенком зазубренных знаний, а формирование у него бережного, эмоционального отношения к окружающему миру и навыков экологически

грамотного поведения.

1.jpg

4.JPG

Не нужно стремлений к тому, чтобы дети запоминали как можно больше разных названий. Можно всегда обойтись и без употреблений сложных и непонятных для ребенка терминов.

Гораздо важнее воспитать у ребят познавательный интерес к объектам природы, желание и умение наблюдать, экспериментировать, понимать, что в окружающем мире все взаимосвязано.

Как влияет работа по проектной деятельности на дошкольников?

Ребенок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе.

У него просыпаются инициатива, способность преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища и готовность придти ему на помощь.

Опыт собственных открытий — одна из лучших школ характера.

О чем должен помнить взрослый, организуя экспериментальную деятельность детей?

* Критика - враг творчества. Надо избегать отрицательной оценки детских идей, использование директивных приемов.

* Проявлять искренний интерес к любой деятельности ребенка, уметь видеть за его ошибками работу мыслей, поиск собственного решения.

* Воспитывать веру ребенка в свои силы, высказывая предвосхищающую успех оценку.

* Воспитывать настойчивость в выполнении задания, доведении эксперимента до конца.

* Заканчивать обсуждение по решаемой проблеме до появления признаков потери интереса у детей.

* Подводить итоги эксперимента. Взрослый может задавать наводящие вопросы, но дети должны сами назвать поставленную проблему, вспомнить все предложенные гипотезы, ход проверки каждой, сформулировать правильный вывод и оценить свою работу.

Главное, - создать в воображении ребенка целостные живые образы разных уголков Земли и окружающего мира.

Воспитатель высшей
квалификационной категории
МАДОУ детского сада №14
Дмитриева Ю. А.



Телефоны администрации

8 (40143) 3-60-14

8 (40143) 3-60-15

8 (40143) 3-60-06