Театрально-игровая деятельность как фактор развития речи

ТЕАТРАЛЬНО - ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ

«Прекрасна речь, когда она, как ручеёк,

Бежит среди камней, чиста, нетороплива,

И ты готов внимать её поток и восклицать:

«О! Как ты красива!»

Е. Щукина

«Заговори, чтоб я тебя увидел!» - эти мудрые слова принадлежат философу Сократу. Они говорят о речевом искусстве, хотя и сказаны века тому назад. Как приятно разговаривать с человеком, речь которого богата, образна, насыщена эпитетами, эмоционально окрашена интонациями. В наше время, к сожалению, обходятся безжалостно с этим богатством родного языка: безграмотные выражения, небрежная речь, сокращение и скудность словаря. Год от года растёт число старших дошкольников, имеющих дефекты произношения звуков речи и других её качеств: темпа, силы голоса, речевого общения, развитую связную речь. Далеко не каждый ребёнок может построить развёрнутый рассказ, придумать собственную сказку. Не каждый может понять авторскую мысль и ответить на вопросы о содержании прочитанного текста, задать вопрос.

Дошкольное детство – самый благоприятный период для развития речи детей. Это пора, когда дети активно осваивают окружающий мир, в результате чего формируются психологические процессы: мышление, память, развивается речевая культура. Хорошо развитая речь помогает дошкольнику лучше передать свои мысли, эмоции, дети учатся контактировать с окружающими их людьми. Образность, точность речи обогащается за счёт средств художественной литературы: стихи, рассказы, сказки, басни и т.д.

Театрализованная деятельность - один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи. Такие игры являются важнейшим фактором, стимулирующим развитие у детей связной речи. Совершенствуется активная речь за счёт расширения словарного запаса, развивается артикуляционный аппарат. Ребёнок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства, используя их и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить чётко, чтобы все поняли. В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание литературного произведения, логику и последовательность событий, их развитие. Такие игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонации, модуляция голоса.)

В младшей группе прообразом театрализованных игр являются игры с ролью. Дети, действуя в соответствии с ролью, полнее используют свои возможности и значительно легче справляются со многими задачами. Малыши с удовольствием перевоплощаются в собак, кошек, и других знакомых животных, однако развить и обыграть сюжет пока не могут, так как в этом возрасте, в основном, дети плохо владеют речью. В театрализованной игре дети имитируют движения персонажей, а движения в свою очередь повышают активность речедвигательного анализатора. От игры к игре нарастает активность детей, они запоминают текст, входят в образ, овладевают средствами выразительности речи. Дети лишь подражают животным, копируя их внешне, не раскрывая особенностей поведения. Поэтому малышей мы учим некоторым способам игровых действий по образцу. С этой целью проводим игры, такие как: «Наседка и цыплята», «Воробушки и кот», «Кот и мыши», «Воробушки и автомобиль», «Лохматый пёс» и др. Также разыгрываем небольшие сценки из детского быта, организовываем игры со звукоподражанием, которые являются своего рода артикуляционной гимнастикой. Формируя интерес к играм – драматизациям, как можно больше читаем и рассказываем детям сказки и другие литературные произведения. Но при этом обыгрываем их с помощью игрушек, кукольного театра, фигурок плоскостного театра (например, сказки «Колобок», «Теремок», «Лиса и заяц», произведения А. Барто, «Маша обедает» С. Капутикяна и др.), малыши с большим удовольствием проговаривают часто повторяющиеся фразы.

«Играем пальчиками - развиваем речь» - эта фраза говорит о том, что развитие мелкой моторики рук напрямую связано с речевыми центрами мозга. Незатейливые, ритмичные тексты народных потешек, стихов, сопровождаемые движениями рук, быстрее запоминаются детьми.

В средней группе уже начинаем учить детей сочетать движение и слово. Используем обучающие упражнения, например: «Представь себя маленьким зайчиком и расскажи о себе». Речь у детей становится лучше, но ещё формируется. Поэтому мы начинаем обучать простейшим формам диалога: потешки «Кисонька – мурлысонька», «Курочка – рябушечка», минисценки «Волк и лиса», «Здравствуй, ёж» и др. Важно стимулировать желание детей включаться в диалог, дополнять отдельные фразы. Познакомив детей с разными видами театров, включаем постановки по текстам народных и авторских сказок, рассказов, например: «Кто сказал: «Мяу» В. Сутеева, «Цыплёнок и утёнок», словацкой сказки «У солнышка в гостях» и др. В старшем возрасте возрастает интерес детей к театральной деятельности. Они продолжают совершенствовать не только свои исполнительские умения, участвовать в спектаклях в роли актёров, но и обучаются выразительности речи. Для обучения детей средствам выразительности речи в театрализованных играх используем упражнения. Например, предлагаем произнести одну и ту же фразу с разной интонацией (приветливо, требовательно, ласково и т.д.). Чтобы научить детей играть голосом, педагог произведение читает в разном темпе: то быстро, то медленно, то громко, то тихо в зависимости от содержания текста и от характера персонажей. Для выработки чёткой дикции заучиваем чистоговорки, скороговорки, при произнесении которых обращаем внимание на произношение звуков.

Таким образом, театрализованная деятельность один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: активизация и совершенствование словарного запаса, грамматического строя речи, звукопроизношения, навыков связной речи, темпа, выразительности речи. А участие детей в театрализованных играх доставляет им радость, вызывает активный интерес, увлекает, создаёт психологический комфорт пребывания их в дошкольном учреждении.

1.JPG

Воспитатель первой

квалификационной категории

Драгич Елена Викторовна

МАДОУ детский сад № 14



Телефоны администрации

8 (40143) 3-60-14

8 (40143) 3-60-15

8 (40143) 3-60-06