От движения - к здоровью!

Всем нам хочется видеть своих детей здоровыми, бодрыми, красивыми и умными. Во многом это зависят от нас, взрослых, от окружающей среды и того воспитания, которое получают дети. К сожалению, статистика свидетельствует, что в течение последних лет состояние здоровья наших детей катастрофически ухудшается. Сегодня в среднем по России на каждого из детей приходится не менее двух заболеваний в год. Приблизительно 20–27 % детей относится к категории часто и длительно болеющих. Количество детей, страдающих ожирением, возрастает на 1 % ежегодно. По данным прогнозов, 85 % этих детей – потенциальные больные сердечно - сосудистыми заболеваниями. Около 50 % детей нуждаются в психокоррекции, что характеризуются серьезным психологическим неблагополучием. В подавляющем большинстве, дети, начиная с дошкольного возраста, уже страдают дефицитом движений и сниженным иммунитетом.

В чем кроются причины ухудшения здоровья детей? Неблагоприятная экологическая обстановка, наследственные факторы, нерациональное питание и сниженная двигательная активность. В то же время фундамент здоровья или, наоборот, предпосылки к болезням у человека закладываются как в преднатальный период развития, так и в периоды младенчества и детства.

Движение оказывает всестороннее влияние на организм человека, и это влияние особенно важно для растущего и развивающегося организма. Под влиянием движений улучшается функция сердечно-сосудистой системы и дыхательного аппарата, регулируется деятельность нервной системы и других физиологических процессов, повышается устойчивость ребенка к заболеваниям, мобилизуются защитные силы организма. При активных движениях дыхание углубляется, улучшается легочная вентиляция.

Положение о том, что в процессе движений развивается деятельность мозга, получило глубокое физиологическое обоснование. Исследуя функции высшей нервной деятельности человека, ученые пришли к выводу, что даже частичное ограничение двигательных действий детей в раннем возрасте вызывает отставания в развитии речи. Доказано, что через формирование произвольных движений происходит развитие воли ребенка, мотивов его поведения. Снижение двигательной активности, по мнению врачей-гигиенистов, отрицательно влияет на общее развитие ребенка, в результате чего снижается устойчивость к простудным факторам (такие дети в 3–5 раз чаще болеют простудными заболеваниями). Гиподинамия вызывает нарушение обмена веществ, способствует ожирению, которое само по себе неблагоприятно воздействует на растущий организм. У детей, которые мало двигаются, чаще бывают травмы, излечиваются они труднее. Нарушение осанки отмечаются у 10,7 % - пятилетних детей, 22,1 % – шестилетних и 34,7 % – семилетних. Снижение объема движений отрицательно сказывается на овладении двигательными умениями и навыками, развитии двигательных качеств.

Достаточный объем движений является основным условием нормального физического развития ребенка. Это очень важно понять не только педагогам, но и родителям. Однако, несмотря на опыт и знания, родители часто совершают ошибки. Вместо того, чтобы подготовить ребенка к активной самостоятельной жизни, сформировать в нем здоровые привычки, делают все наоборот – перекармливают, балуют детей, оберегают их от малейших трудностей. Кто-то из родителей из «добрых» побуждений подкладывает на тарелку ребенку кусок торта или старается всеми силами почаще кормить свое чадо, решив, что о фигуре пока заботиться рано.

В последнее время во многих семьях большое внимание уделяется не физическому воспитанию ребенка, а интеллектуальному. В таких семьях дети все свободное время занимаются иностранным языком, с репетитором или с помощью компьютера. Это само по себе неплохо. Тем более – такие высокие требования к детям предъявляет сегодняшняя жизнь. Плохо то, что родители, озабоченные престижным будущим своих детей, совершенно забывают, что ребенок есть ребенок, ему нужны не только интеллектуальные, но и физические нагрузки. Ребёнку необходимо бегать, прыгать, играть, переключаться с одного занятия на другое, развиваясь полноценно и всесторонне.

Невосполненное удовлетворение в движении ограничивает возможность проявления индивидуальности ребенка в играх, в быту, в общении со сверстниками и отрицательно сказывается на его психическом развитии, провоцируя замкнутость, застенчивость, нерешительность, отсутствие веры в свои силы и возможности. Между тем, приучив ребенка постоянно заботиться о своем здоровье, привив ему полезную привычку регулярно выполнять физические упражнения, выработав у него чувство дискомфорта, возникающего из-за отсутствия должной физической активности, можно рассчитывать, что в будущем он останется верен привитой в детстве потребности к движениям, ставшей такой же привычной, как умывание по утрам.

Гринева Галина Анатольевна,

инструктор по физической культуре МАДОУ детского сада №26



Телефоны администрации

8 (40143) 3-60-14

8 (40143) 3-60-15

8 (40143) 3-60-06