В "Семью" - семьёй?!

Обычный рабочий день… Обычная ситуация: после работы мама забирает ребенка из садика и по пути домой заходит с ним в магазин. Пять лет – отличный возраст! Пока мама выбирает продукты, ребенок сам смотрит и выбирает себе игрушку… Но это в обычный день… А сегодня…

Мама только отошла, как услышала рев своего чада… Выйдя из соседнего ряда, она пытается успокоить его и одновременно понять, в чем дело. А все просто: на мальчике надета более теплая, чем обычно куртка, и, проходя мимо, ребенок случайно задел висящий на уровне его плеча набор игрушечной посудки из фарфора… Держащаяся на честном слове, побитая жизнью коробка расклеивается по всем швам, ее содержимое выпадает, и – фарфор, конечно же, бьется…

Ребенок от испуга – в слезы: что-то возле него упало и разбилось, и мама за соседним стеллажом… Администратор магазина отреагировала сразу, еще до появления взволнованной родительницы: быстро все собрав, она ушла к кассе с побитым набором. Возвращаясь, она на ходу «бросает» маме, утешающей плачущего навзрыд сына: «Он там разбил, так я отнесла на кассу», - и исчезает в недрах торгового зала.

Успокоив ребенка, и узнав у него, что же произошло, покупательница берет нужные продукты, и семейство идет к кассе, где уже лежит многострадальная посуда. У выхода торжественно стоит охранник – видно, что нарушители не пройдут. Продавец-кассир говорит, что этот игровой набор женщина должна теперь купить. Мама расплачивается за покупки, и просит пригласить администратора, чтобы понять, на каком основании она должна заплатить за нечаянно разбитую игрушку, целиком развалившаяся коробка которой новой совсем не выглядит. Если есть такой закон, - то конечно, пожалуйста, без проблем. Однако общение не состоялось. Оказалось, что администратор уже ушла – пару минут назад у нее закончился рабочий день. «Ну что ж, я приду завтра» - честно предупреждает растерянная женщина, и оплачивает набор детской посуды – не ночевать же в торговом зале.

На следующий день покупательница действительно пришла, и повторила свою просьбу: показать те документы, согласно которым магазин вправе потребовать от посетителя купить нечаянно разбитую вещь. Разговор был «ни о чем». Администратор сказала, что вообще такие документы есть, но сейчас их у нее нет. Что это за документы, и когда они будут, она не уточнила. Зато начала апеллировать к совести покупательницы, к ее нравственности и морали… На этом разговор был окончен.

Никто из нас не застрахован от подобных неприятностей, поэтому мы решили разобраться: кто прав, кто виноват. Ведь совсем нелишне знать, как себя вести в таком случае.

Узнав о готовящейся статье, администратор универсама «Семья» позвонила к нам в редакцию, и зачитала выдержку из Письма Роскомторга от 17.03.1994 года «О примерных правилах торговли и основных требованиях к работе мелкорозничной торговой сети». В этом документе в пункте № 7 (подпункт № 42) записано: «…при выборе и покупке товара покупатель обязан… возмещать предприятию ущерб за поврежденные по его вине товары». Вроде бы все четко и ясно… Но все ли?

Разобраться в этой ситуации нам помогла главный специалист-эксперт территориального отдела управления Роспотребнадзора по Калининградской области в Гусевском, Краснознаменском и Нестеровском районах Ирина Григорьевна Суховеева.

«В соответствии с пунктом 1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Однако не стоит забывать, что из этого правила есть исключение: если человек причинил вред не по своей вине, то он освобождается от возмещения убытков. Например, когда покупателя в торговом зале кто-то толкнул, и он выронил товар. Также действия самого продавца могут создавать ситуации, приводящие к уничтожению товара, например, когда на полке все расставлено так, что может упасть от малейшего прикосновения. То же самое - узкие проходы между стеллажами и низко расположенный товар без барьеров, защищающих от падения. Немудрено что-нибудь задеть полой пальто или сумкой, и вы – причинитель вреда…

Здесь стоит напомнить, что право собственности на товар переходит не с того момента, когда покупатель взял его в руки, выбрал и положил в корзину, а с того, когда товар был оплачен, и кассир выдал покупателю чек. До этого момента магазин отвечает за риск случайной гибели товара. И в данном случае именно сотрудники магазина не обеспечили сохранность своего имущества, а значит, ответственность за его гибель ложится на них.

Однако, нередки ситуации, когда работники магазина пытаются снять с себя ответственность и задержать покупателя, случайно причинившего вред, и вынуждают приобрести то, что было повреждено, по изначальной стоимости. Здесь важно помнить, что сотрудники охраны торговых организаций не являются работниками правоохранительных органов, и не имеют права забирать у покупателей документы или деньги, а также устраивать им личный досмотр.

Нельзя и принуждать к заключению сделки купли - продажи, так как это запрещено Конституцией РФ, Гражданским (ст. 179 ГК РФ) и Уголовным ( ст. 179 УК РФ) кодексами. Максимум, что могут позволить себе сотрудники магазина, это предъявить требование возместить причиненный вред, а также вызвать сотрудников полиции для того, чтобы установить, не являются ли действия причинителя вреда хулиганством. Таким образом, если покупатель не признает свою вину, и отказывается возмещать ущерб, то администрация магазина может взыскать стоимость испорченного товара только в судебном порядке.

Если покупатель не намерен возмещать ущерб, то должен в корректной форме объяснить администрации магазина свои доводы и принять участие в составлении протокола или акта (если администрация будет их составлять). Это необходимо сделать потому, что при обращении администрации магазина в суд за возмещением ущерба, эти документы будут являться доказательствами. И если в них будут занесены сведения не в пользу покупателя (только позиция администрации), то доказать свою невиновность в суде будет сложно».

В универсаме «Семья» есть «Уголок покупателя», где четко прописаны обязанности покупателей. Жаль вот только, что об их правах нет ни слова…

Да, безусловно, причинив вред имуществу магазина намеренно, покупатель будет обязан (согласно действующему законодательству) возместить ущерб в полном размере. Но если вы, уважаемые читатели, случайно задели стеллаж, и упавший с нее товар разбился, не спешите расставаться со своими кровными в пользу торгового предприятия. Помните, что у всех нас по закону есть не только обязанности, но и права. И сотрудники магазина не вправе их нарушать, вне зависимости от того, поместили их свод на информационном стенде в торговом зале, или нет.

Лиана Петрова



Телефоны администрации

8 (40143) 3-60-14

8 (40143) 3-60-15

8 (40143) 3-60-06

Официальный сайт Администрации муниципального образования "Гусевский городской округ"
© 2024, admgusev.ru
Top.Mail.Ru