В силу психолого-возрастных особенностей, отсутствия критического мышления, интеллектуальной незащищенности дети напрямую испытывают на себе влияние информации, выливающейся в огромных объемах на неокрепшее детское сознание. В качестве «трансляторов» информации выступают, в том числе, мультипликационные и художественные фильмы, художественная литература, музыкальные видеоклипы, компьютерные игры, социальные сети и т.п., неограниченный доступ к которым открывает Интернет.
Окружающая детей информационная среда содержит тот опасный контент, который способствует интеллектуальному развращению ребенка, усвоению им социально неприемлемых образцов поведения, культивирует готовность к деструктивным практикам, в том числе к суициду.
Современным родителям с целью предупреждения суицидального поведения в первую очередь следует учитывать специфику информационной среды, в которой развивается ребенок, постоянно интересоваться тем, в каких социальных сетях у детей есть странички, каким из них уделяется больше внимания, на какие группы и паблики подписан ребенок, какие темы для обсуждения его интересуют в большей мере, что читает, какую музыку слушает, какие фильмы смотрит, в какие игры играет и т.п.
Обязательным и неизменным условием предупреждения деструктивного или опасного поведения детей остается формирование и постоянное поддержание доверительных, открытых отношений между родителями и детьми. Необходимо при любых обстоятельствах, несмотря на разницу в интересах, предпочтениях, вкусах, манере говорить, одеваться и т.п., сохранять контакт со своим ребенком - важным является постоянное общение с подростком, несмотря на растущую в этом возрасте потребность в отделении от родителей.
Родителям следует:
- разговаривать с ребенком о том, что происходит в его жизни, что его волнует, радует, огорчает. Ежедневное общение с ребенком должно стать правилом в семье;
- с уважением относиться к тому, что кажется ему важным и значимым, даже если с высоты вашего возраста и опыта вы считаете это несущественным, не стоящим внимания. Помните, что детское восприятие отличается от восприятия взрослого человека;
- обсуждать планы на ближайшее и отдаленное будущее. Узнайте, к чему ваш ребенок стремится, что хочет, кем себя видит, как он намерен добиваться поставленной цели, помогите ему составить реалистичный и последовательный план действий - ребенку важно знать, что вы верите в него;
- беседовать на серьезные и, возможно, сложные для осмысления темы: что такое жизнь? в чем смысл жизни? что такое любовь, дружба, предательство и другие понятия? Эти темы очень волнуют подростков, они ищут собственное понимание того, что в жизни ценно и важно. Говорите о том, что ценно в жизни для вас. Не бойтесь делиться собственным опытом, собственными размышлениями. Доверительная беседа на равных всегда более эффективна, чем монологи родителей о том, что хорошо, а что плохо в менторском тоне;
- помогать ребенку выстраивать свой ценностный мир, в котором жизнь - сама по себе ценность, которую ни ценность социального успеха, ни ценность хороших оценок или карьеры и т.п., не смогут заменить. Важно научить ребенка получать удовольствие от простых и доступных вещей в жизни: природы, общения с людьми, познания мира. Лучший способ привить любовь к жизни - ваш собственный пример. Ваше позитивное мироощущение обязательно передастся ребенку и поможет ему справляться с неизбежно возникающими трудностями;
- формировать у ребенка понимание того, что опыт поражения также важен, как и опыт достижения успеха. Рассказывайте чаще о том, как вам приходилось преодолевать те или иные трудности. Конструктивно пережитый опыт неудачи делает человека более уверенным в собственных силах и устойчивым. И наоборот: привычка к успехам порой приводит к тому, что человек начинает очень болезненно переживать неизбежные неудачи;
- разбираться, что стоит за внешней грубостью ребенка. Подросток может делать вид, что вы совсем не нужны ему, обесценивать проявления заботы и нежности к нему. Тем не менее, ему очень важны любовь, внимание, забота, поддержка. Надо лишь выбрать приемлемые для этого возраста формы их проявления;
- избегать авторитарного стиля воспитания подростков в силу его неэффективности и даже опасности. Чрезмерные запреты, ограничения свободы и наказания могут спровоцировать у подростка ответную агрессию или аутоагрессию (то есть, агрессию, направленную на себя). В подростковом возрасте предпочтительной формой воспитания является заключение договоренностей. Если запрет необходим, не пожалейте времени на объяснение целесообразности запрета. Если же ребенок продолжает протестовать, то постарайтесь вместе найти решение, устраивающее и вас, и его;
- найти разумный баланс между свободой и несвободой ребенка.
Предоставляя свободу, важно понимать, что подросток еще не умеет с ней обходиться и что свобода может им пониматься как вседозволенность. Родителю важно распознавать ситуации, в которых ребенку уже можно предоставить самостоятельность, а в которых он еще нуждается в помощи и руководстве;
- вовремя обратиться к специалисту, если по каким-то причинам не удалось сохранить контакт с ребенком. В индивидуальной или семейной работе с психологом вы освоите необходимые навыки, которые помогут вам вернуть тепло, доверие и мир в отношениях с ребенком.
Особое внимание по отношению к ребенку необходимо проявлять в следующих ситуациях:
- при ссоре или остром конфликте со значимыми взрослыми;
- при безответной влюбленности или разрыве романтических отношений;
- при отвержении сверстниками, травле (в том числе в социальных сетях);
- при личной неудаче подростка на фоне высокой значимости и ценности социального успеха (высоких отметок, материального благосостояния, признания сверстников и т.п.);
- при нестабильной семейной ситуации (развод родителей, конфликты, проявление насилия в отношении ребенка);
- при резком изменении социального окружения (в результате смены места жительства, места учебы и др.).
Тревожными сигналами являются:
- прямое или косвенное выражение желания умереть или убить себя, а также высказывания о нежелании продолжать жизнь. Таким образом, ребенок пытается привлечь ваше внимание к себе и своим проблемам;
- рискованное поведение, которое с большей долей вероятности может привести к причинению вреда своей жизни и здоровью;
- резкое изменение поведения: пренебрежение своим внешним видом, утрата интереса к любимым занятиям, апатия, безволие, появление желания уединиться, отдаление от близких людей, раздаривание дорогих ребенку вещей;
- появление проблем со здоровьем: потеря аппетита, либо, наоборот, чрезмерное потребление пищи, постоянное ощущение слабости, бессонница либо чрезмерная сонливость, кошмары во сне;
- изменение эмоционального фона: подавленное настроение на протяжении длительного времени, раздражительность, резкие перепады настроения, «беспричинные» слезы;
- внезапное снижение успеваемости и рассеянность, плохое поведение в школе, прогулы, нарушение дисциплины;
- наличие примера суицида в ближайшем окружении, а также среди значимых взрослых или сверстников, кумиров.
Что делать?
Если вы заметили указанные признаки, в первую очередь постарайтесь поговорить с ребенком «по душам». Важно помнить, что напрямую задавать вопросы о желании совершить суицид следует только в том случае, если ребенок сам затронул эту тему. Попытайтесь выяснить, чем обусловлено его настроение, поведение, реакция, что его волнует в данный момент, не чувствует ли он себя одиноким, никому не нужным, несчастным, загнанным в ловушку, должником. Обязательно следует выяснить, «какова причина» и «какова цель» совершаемого ребенком действия. Чаще всего ребенку достаточно просто выговориться, снять накопившееся напряжение, и его готовность к суициду снижается. Не следует забывать, что ребенок, почувствовав облегчение после беседы, вскоре может опять вернуться к тем же мыслям, поэтому даже после успешного разговора важно не оставлять его в одиночестве. Поддерживайте ребенка, будьте последовательны и настойчивы.
Не бойтесь обращаться к специалистам — детскому (подростковому) психологу или детскому (подростковому) психиатру. Такое обращение не означает постановки на учет и клейма психической неполноценности. Оно поможет уберечь вашего ребенка от трагического поступка.
Как правило, дети и подростки, покушающиеся на свою жизнь, психически здоровы, просто оказались в сложной ситуации, с которой трудно справиться самостоятельно, без помощи родителей и специалистов.
Будьте внимательны и тактичны по отношению к своим детям! Любите и берегите их!
В связи с вышеизложенным считаем целесообразным:
1. Изучить методические рекомендации.
2. Методический материал использовать при выступлениях на родительских собраниях.
3. Предложить использование методических рекомендаций педагогическим составам образовательных учреждений области.
Все информационные материалы Официального сайта Администрации муниципального образования «Гусевский городской округ» Калининградской области могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, в сети Интернет или на любых иных информационных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.
Необходимым условием перепечатки при использовании материалов является ссылка на Официальный сайт Администрации муниципального образования «Гусевский городской округ» Калининградской области (https://www.admgusev.ru).
Никакого предварительного согласия на перепечатку материалов от Администрации муниципального образования «Гусевский городской округ» не требуется.