Непосредственная передача взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя либо иное способствование взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки в значительном размере, является уголовно-наказуемым деянием, ответственность за которое в виде штрафа в размере от двадцатикратной до сорокакратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере двадцатикратной суммы взятки предусмотрена ст. 291.1 УК РФ - посредничество во взяточничестве.
За помощь в даче взятки в сумме менее 25 тыс. руб. предусмотрена уголовная ответственность по ч. 5 статьи 33 и ч.1 статьи 290 или 291 УК РФ.
Ответственность за помощь в даче или получении взятки в сумме более 150 тыс. руб. предусмотрена частью 3 ст. 291.1 УК РФ, наказание по которой предусмотрено в виде штрафа в размере от шестидесятикратной до восьмидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере шестидесятикратной суммы взятки.
За обещание или предложение посредничества во взяточничестве уголовная ответственность предусмотрена частью 5 ст. 291.1 УК РФ за совершения которого установлено наказание в виде штрафа в размере от пятнадцатикратной до семидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или штраф в размере от двадцати пяти тысяч до пятисот миллионов рублей с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишения свободы на срок до семи лет со штрафом в размере от десятикратной до шестидесятикратной суммы взятки.
При этом лицо, являющееся посредником во взяточничестве, освобождается от уголовной ответственности, если оно после совершения преступления активно способствовало раскрытию и (или) пресечению преступления и добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о посредничестве во взяточничестве.
Статьей 1 Федерального закона «О противодействии коррупции» закреплено понятие коррупции, к которой относятся:
а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки,
злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;
б) совершение указанных выше деяний, от имени или в интересах юридического лица.
За совершение коррупционных преступлений предусмотрена уголовная ответственность.
Статьей 290 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за получение взятки, а статьей 291 Уголовного кодекса Российской Федерации - за дачу взятки.
Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица, либо лицо после совершения преступления добровольно сообщило о даче взятки органу, имеющему право возбудить уголовное дело.
Статьей 17 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и законодательством о муниципальной службе аналогичного содержания государственным и муниципальным служащим и лицам, занимающим государственные и муниципальные должности, запрещено заниматься предпринимательской деятельностью и участвовать в деятельности органа управления коммерческой организации.
За учреждение должностным лицом организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, либо участие в управлении такой организацией и при этом предоставление ей различных льгот и преимуществ, предусмотрена уголовная ответственность за совершение коррупционного преступления, предусмотренного ст. 289 УК РФ, за совершение которого установлено максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет.
При этом для наступления уголовной ответственности не имеет значение, является ли эта организация коммерческой, или некоммерческая, осуществляется ли участие в управлении непосредственно или через доверенное лицо. Льготы и преимуществ могут выражаться, в том числе в создании условий для победы организации в конкурсах и аукционах для государственных или муниципальных нужд.
Граждане и лица, имеющие сведения о подобных преступных действиях, могут обратиться с заявлением о привлечении к уголовной ответственности в правоохранительные органы.
Действующим законодательством за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции предусмотрена ответственность государственных (муниципальных) служащих.
Письмом Минтруда России от 21.03.2016 № 18-2/10/П-1526 приведен обзор ситуаций, которые расценивались как значительные проступки, влекущие увольнение служащего в связи с утратой доверия, к которым отнесены:
1) не представлены сведения о своих доходах, расходах, имуществе, обязательствах имущественного характера;
2) не представлены сведения о доходах, расходах, имуществе, обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и/или несовершеннолетних детей и при этом служащий не обратился в подразделение по профилактике коррупционных и иных правонарушений с заявлением о невозможности сделать это по объективным причинам;
3) сокрыты факты приобретения земельных участков, объектов недвижимого имущества, транспортных средств, ценных бумаг, стоимость которых служащий не может объяснить исходя из своего официального дохода;
4) сокрыт банковский счет, движение денежных средств по которому в течение отчетного года не было объяснено исходя из доходов служащего;
5) представлены недостоверные сведения, способствующие сокрытию информации о наличии конфликта интересов, в том числе:
а) о получении доходов от организации, в отношении которой служащий выполняет функции государственного (муниципального) управления (доходов от работы по совместительству, доходов от денных бумаг, чтения лекций и т.п.);
б) о получении доходов от продажи имущества по цене, существенно выше рыночной, если покупателем является организация, в отношении которой служащий выполняет функции государственного (муниципального) управления;
в) о получении кредитов, займов от организации, в отношении которой служащий выполняет функции государственного (муниципального) управления;
г) о наличии в собственности у служащего и (или) его супруги (супруга) и несовершеннолетнего ребенка ценных бумаг организации, в отношении которой служащий выполняет функции государственного (муниципального) управления;
д) о появлении в собственности у служащего и (или) его супруги (супруга) и несовершеннолетнего ребенка земельных участков, объектов недвижимого имущества и (или) транспортного средства, приобретенного на льготных условиях (по цене существенно ниже рыночной) у организации, в отношении которой служащий выполняет функции государственного (муниципального) управления;
6) представление недостоверных сведений, способствующих сокрытию информации о нарушении запретов, например:
а) о получении служащим дохода от предпринимательской деятельности;
б) о владении акциями, долями участия в коммерческих организациях, при том, что служащий фактически участвует в управлении этой коммерческой организацией;
в) о наличии счетов в иностранных банках.
7) сокрытие сведений о находящемся в собственности недвижимом имуществе, расположенном за пределами Российской Федерации;
8) значительное завышение общей суммы полученных доходов либо указание реально не полученных служащим доходов с целью обоснования факта приобретения недвижимого имущества на законные доходы;
9) значительное завышение общей суммы вкладов в банках и иных кредитных организациях с целью обоснования факта приобретения недвижимого имущества (может осуществляться, когда указывается якобы имеющийся вклад в кредитной организации);
10) значительное завышение общей суммы полученных кредитов и займов, которые играют или могут сыграть ключевую роль в обосновании приобретения недвижимого имущества (может осуществляться путем завышения сумм реально полученных кредитов, а также указания кредитов и займов, которые служащий не получал);
11) указание в разделе 2 Справки заниженной стоимости совершенных сделок по приобретению земельных участков, объектов недвижимого имущества, транспортных средств, ценных бумаг, с тем чтобы такие сделки можно было объяснить исходя из доходов служащего;
12) служащий не уведомил представителя нанимателя (работодателя) о попытке представителя юридического или физического лица, обратившегося в государственный орган (орган местного самоуправления) либо к соответствующему должностному лицу, склонить служащего к совершению коррупционного правонарушения.