26.08.2011г. г.Гусев
Площадка №1 «Общественное обсуждение проекта Закона «Об образовании»
В процессе изучения и обсуждения законопроекта «Об образовании» отмечается, что законопроектом предусматриваются следующие новации:
1. В рамках системы образования осуществляется общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование (дополнительное образование детей и взрослых, дополнительное профессиональное образование) и профессиональное образование. Изменяется система уровней образования. Общее образование включает в себя следующие уровни образования: дошкольное образование, начальное общее образование, основное общее образование и среднее общее образование. Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) устанавливаются по уровням образования, в том числе для дошкольного образования;
2. Расширяется круг лиц, имеющих право осуществлять образовательную деятельность;
3. Сохраняются все права (академические и трудовые) и меры социальной поддержки педагогических работников;
4. Вводится кредитно-модульная система организации образовательного процесса при реализации профессиональных программ;
5. Закрепляются права граждан на получение образования за счет бюджетных средств в образовательных организациях различных форм собственности и организационно-правовых форм;
6. Вводятся новые экономические институты в сфере образования: образовательное кредитование, частно-государственное партнерство, ведение единого государственного реестра объектов образовательной деятельности;
7. Законопроектом предусматривается, что услуги по реализации образовательной программы дошкольного образования, а также услуги по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста могут оказываться индивидуальными предпринимателями, в том числе в рамках индивидуальной педагогической деятельности;
8. Предусматривается возможность реализации основных образовательных программ общего образования, интегрированных с дополнительными предпрофессиональными программами в целях получения обучающимися начальных знаний и навыков о профессии и подготовки обучающихся к продолжению образования по соответствующему направлению подготовки.
Вместе с тем, хочется отметить, что в нормах Законопроекта, регулирующих социальную поддержку учителей, необходимо конкретизировать льготы сельским учителям по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (порядок возмещения коммунальных льгот сельским учителям в Калининградской области не предусматривает компенсацию коммунальных льгот ветеранам труда.)
Ст.48 «Правовой статус педагогических работников пункт 8 предусматривает норму» расчета норматива финансового обеспечения образовательной деятельности органами государственной власти РФ, субъектов РФ не ниже средней заработной платы работников, занятых в экономике.
Статья 102 Финансовое обеспечение образовательной деятельности пункт 3 Нормативы финансового обеспечения образовательной деятельности за счет средств бюджетов муниципальных районов, устанавливаются в порядке, определенном органами местного самоуправления.
Кроме этого, в пункт 2 статьи 102 необходимо внести понятие малокомплектная школа так – как в этом пункте установлено норма, определяющая финансирование малокомплектных и сельских школ независимо от количества учащихся.
Исключить статью .46 «Возмещение ущерба, причиненного некачественным образованием».
Площадка 2 «Совершенствование технологий работы педагогических коллективов образовательных учреждений как форма взаимодействия деятельности педагогов, направленной на обновление содержания образования и взаимную методическую поддержку»
Участники площадки обсудили тему и разработали следующие предложения.
1. Считать основным направлением методической работы на уровне образовательных учреждений и района построение единого методического пространства взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса.
2. Разработать новое содержание и формы повышения профессионального уровня педагогических работников в условиях перехода на новые федеральные государственные образовательные стандарты.
3. Создать систему обобщения педагогического опыта на уровне образовательных учреждений и района. Ежегодно издавать педагогический альманах по результатам обобщения педагогического опыта, размещать его в Единой муниципальной информационной сети.
Площадка 3. «Развитие мотивации обучающихся как средство повышения качества обучения»
Сравнительный анализ результатов внешней оценки качества обучения – результатов государственной (итоговой) аттестации девятиклассников за период 2008-2011 годов - выявил
- несостоятельность методологических подходов к подготовке выпускников основной ступени обучения;
- психологическую неготовность выпускников к независимому оцениванию знаний;
- неготовность школ к социальной поддержке учащихся;
- низкую вовлеченность родителей учащихся в школьную жизнь, а также отсутствие фиксации представлений родителей и учащихся об уровне образования, достаточном для достижения успеха в жизни;
- определил необходимость и своевременность разработки и применения ряда мероприятий, направленных на улучшение сложившейся ситуации,
Участники секции, осознавая важность и значимость развития мотивации учебной деятельности школьников как одной из составляющих качественного образования:
1. Разработали шаблон алгоритма развития мотивации обучающихся и рекомендуют образовательным учреждениям для использования в работе. Алгоритм представляет собой цикл из пяти шагов: 1) проведение диагностического обследования обучающихся; 2) качественный анализ полученных результатов; 3) выработка комплексных рекомендаций индивидуально для каждого обучающегося; 4) практическая реализация рекомендаций; 5) системный мониторинг динамики показателей учебно-образовательной деятельности и индивидуальная коррекция.
2. Считают необходимым рекомендовать включить изучение вопроса развития мотивации обучающихся на заседаниях методических объединений муниципального и школьного уровней в целях оказания конкретной методической помощи учителям-предметникам.
3. Рекомендовать руководителям образовательных учреждений в целях поддержания, развития, совершенствования мотивационной сферы одаренных детей обеспечить условия для их самообразования и саморазвития как на территории самого образовательного учреждения, так и через социальное партнерство с представителями разных сфер общественного пространства (предприятия и учреждения, бюджетные организации, учреждения дополнительного образования, учреждения профессионального образования).
4. Школа — это место деятельности социальных педагогов. Цели социальной деятельности в образовательном учреждении можно определить следующие:
- способствовать устранению и преодолению специфических трудностей в процессе социализации школьников из социально неблагополучных семей и слоев общества;
- развивать процесс опережающей социализации, т.е. знакомить всех учащихся, независимо от их происхождения, с их ролевыми перспективами и шансами в обществе, с общественными запросами, готовить их к критическому восприятию этих перспектив;
- способствовать развитию личности и ее ориентации в социальных процессах на стадии обучения и выбора профессии;
- содействовать созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающихся.
4.1. Учитывая важность социальной составляющей в достижении успешности обучающихся, участники секции предлагают муниципальную программу психолого-педагогического сопровождения учащихся основной ступени обучения при подготовке к государственной (итоговой) аттестации дополнить разделом «Социальное сопровождение». Внедрение программы начать со второй четверти 2011/2012 года.
4.2. В целях оказания методической поддержки социальным педагогам образовательных учреждений, развития психолого-педагогической и социальной службы Гусевского района предлагается под кураторством муниципального методического объединения педагогов-психологов создать муниципальную методическую секцию социальных педагогов.
Площадка 4. Реализация федеральных государственных образовательных стандартов через внеурочную деятельность и дополнительное образование.
Участники площадки, осознавая важность качественного и успешного внедрения федеральных государственных образовательных стандартов, выдвинули ряд предложений.
1. Для реализации задач внеурочной деятельности образовательных учреждений в рамках введения ФГОС необходимо создать муниципальный программно-методический центр.
2. В целях эффективной организации работы с социальными партнерами по реализации задач внеурочной деятельности в рамках ФГОС обеспечить ежемесячное информирование общеобразовательных учреждений об услугах и мероприятиях, которые проводятся учреждениями культуры и дополнительного образования детей.
3. Образовательным учреждениям обеспечить активное внедрение в педагогическую деятельность учреждения аспектов духовно-нравственного развития и воспитания детей.
Площадка 5. «Повышение качества реализации образовательных программ в области охраны здоровья и обеспечения безопасности жизнедеятельности детей»
В образовательных учреждениях проводится систематическая работа по укреплению здоровья воспитанников и обучающихся, пропаганде здорового образа жизни, минимизации влияния отрицательных, в том числе внешних, независящих от учреждения, факторов на здоровье детей. В образовательных учреждениях продуман и реализуется комплекс соответствующих направлений: обеспечение безопасности образовательного пространства, деятельность специалистов, обеспечивающих безопасность и сохранение здоровья воспитанников и учащихся, здоровьесберегающие методы и технологии в образовательной деятельности, здоровьесберегающие методы и технологии во внеурочной деятельности, сотрудничество социумом (родителями, общественностью) в воспитании культуры здорового образа жизни.
В целях развития и совершенствования деятельности образовательных учреждений участники площадки выработали следующие предложения.
1. Выработка механизмов взаимодействия и сотрудничества всех служб, работающих в сфере здоровьесбережения, на основе активного использования современных методов и технологий, ориентированных на достижение конкретных результатов, выделение необходимых ресурсов и обеспечение обратной связи с обществом.
2. Укрепление материально-технической базы здоровьесберегательного образовательного пространства, оснащение физкультурно-оздоровительной среды необходимым инвентарем и оборудованием современного поколения.
3. Активное использование в учебном процессе системы занятий и досугов в целях профилактики утомляемости и формирование у детей позитивной мотивации к ценностям здорового образа жизни.
Все информационные материалы Официального сайта Администрации муниципального образования «Гусевский городской округ» Калининградской области могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, в сети Интернет или на любых иных информационных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.
Необходимым условием перепечатки при использовании материалов является ссылка на Официальный сайт Администрации муниципального образования «Гусевский городской округ» Калининградской области (https://www.admgusev.ru).
Никакого предварительного согласия на перепечатку материалов от Администрации муниципального образования «Гусевский городской округ» не требуется.