Воспитание юного эколога

   В настоящее время понятие «экология» из сугубо научного превратилось в общественное, наполнилось тревожным смыслом неблагополучия в природе, исходящего, прежде всего от разнообразной деятельности человека. Мы стали грамотны и понимаем, чем грозят нам кислотные дожди, отравленные реки, сизые облака дыма. Мы хотим пить чистую воду, дышать чистым воздухом, но все ли мы делаем, чтобы вода и воздух были чистыми? Только экологическая культура ныне живущих людей может вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас. В последние годы пластиковые бутылки, металлические банки, целлофановые пакеты стали неотъемлемой частью пригородных лесов и берегов рек. И это признак, прямо скажем, не очень высокой культуры тех, кто любит «отдыхать» на природе. На природе мы бываем вместе с нашими детьми и они, конечно, все это видят. Поэтому, мы, взрослые, обязаны соблюдать определенные правила, не засорять окружающую среду, своим примером показывать заботливое отношение к природе.

Без птиц и зверей не прожить нам и дня.
Без трав и цветов станет мертвой Земля!
Чтоб жить и дышать весь отпущенный век,
Запомни, решаешь все ты - ЧЕЛОВЕК!

   Начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения. В этот период закладываются основы взаимодействия ребенка с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность.
  
Одной из главных проблем современности является утилизация и переработка твердых бытовых отходов. До сих пор сложно говорить о кардинальных изменениях в этой области. Вклад каждого из нас в загрязнение природы велик. Один житель производит в среднем 375 кг отходов в год. В Калининградской области нет предприятий по переработке большинства видов отходов, перевозка на территорию России отходов затруднена, поэтому городские свалки переполнены, представляют реальную опасность для жителей. Очень долго не разлагаются пластиковые отходы, резина, стекло, металлические конструкции, нефтепродукты. Свалку бытовых отходов нетрудно обнаружить на большом расстоянии по неприятному запаху, по стаям ворон, чаек и других птиц. Многие свалки постоянно горят, и дым переносится ветром на значительное расстояние, что загрязняет воздух метаном, сернистым газом, парами растворителей и другими веществами, опасными для здоровья человека. Опасные вещества с поверхности свалки просачиваются в подземные воды, что делает воду опасной для питья и купания, изменяет ее химический состав, что приводит к исчезновению многих водных организмов. Некоторые вещества, например, бумага, алюминий, стекло могут быть использованы повторно. Это сохраняет определенное количество первичных ресурсов (древесины, нефти, различных руд) и уменьшает нагрузку не свалки. Поэтому стоит проблема перепотребления, то есть повторного использования отходов. Для того чтобы решить эти проблемы в будущем, необходимо сформировать у детей новый тип мышления, бережное отношение к окружающим их предметам, с тем, чтобы они как можно дольше служили людям и не загрязняли среду в качестве отходов. Человек, производя для себя все необходимое, активно потребляет природные ресурсы, не задумываясь о том, что многие из них не бесконечны. 

1.jpg

2.jpg

3.jpg


   Ряд отходов мы сами можем использовать вторично, в чем вы должны убедить детей. Старайтесь, уважаемые родители, использовать как можно больше вещей, которые мы называем отходами и отправляем на свалку, не подумав об их вторичном употреблении. Например, из ненужных стеклянных, пластиковых бутылок можно сделать вазы для цветов, мини-парники, изгородь для клумбы. Коробочки из-под конфет с ячейками послужат вам для оформления коллекций камней, ракушек. Пакеты из-под соков можно приспособить для выращивания рассады, кусочки ткани - для создания панно, бутылки из-под минеральной воды могут быть кормушками для птиц в зимнее время. 
  
Важно постоянно обращать внимание детей на то, что вы вместе с ними даете вторую жизнь вещам, и эти вещи вместо того, чтобы валяться в овраге или на свалке, украшают ваш двор, вашу квартиру. Это не только воспитательный эффект, это будет способствовать развитию у ребенка фантазии, творческих способностей, бережливости, рачительности. Обращаете ли вы внимание на то, куда бросил ребенок фантик от конфетки? Каким остается место отдыха после ваше отъезда? Знаете ли вы, какую опасность представляют использованные батарейки, электрические приборы, краски, флуоресцентные лампы, в которых присутствуют соединения ртути? Разлагаясь, она попадает в подземные воды. Экологически неграмотное поведение взрослых дает плохой пример для подражания детям, не повышает уровень их экологической культуры. Но и одними запретами ребенку не поможешь понять необходимость соблюдения определенных правил и не засорять окружающую среду. Поведение маленького человека должно быть осознанным, мотивированным. Поэтому, где бы вы не были: на реке, в поле, в лесу, дома - не бросайте мусор, где придется, помните, с вас берут пример ваши дети. Экологические знания также помогут детям в будущем избежать отрицательного воздействия окружающей среды, позволят сохранить и укрепить свое здоровье, сделать окружающую среду пригодной для проживания.
  
Это ли не одна из главных задач, стоящих перед любым взрослым человеком?

Фаткина Т.С.
педагог-эколог МАДОУ детского сада № 11
Центра развития ребенка



Телефоны администрации

8 (40143) 3-60-14

8 (40143) 3-60-15

8 (40143) 3-60-06

Официальный сайт Администрации муниципального образования "Гусевский городской округ"
© 2024, admgusev.ru
Top.Mail.Ru