Развитие детей раннего возраста в условиях вариативного дошкольного образования

Цель раннего развития – не сделать из ребёнка
гения, а дать ему возможность развиваться так,
чтобы он имел пытливый ум, здоровое тело,
сделать ребёнка сообразительным и добрым.

Г.М. Лямина

Развитие детей раннего возраста в условиях вариативного дошкольного образования.

   Раннее детство, по признанию специалистов всего мира, - уникальный период в жизни человека. В это время развитие идет максимально быстрыми темпами. Происходит наиболее интенсивное становление и развитие всех особенностей, свойственных человеку: осваиваются основные движения и действия с предметами, закладываются основы для психических процессов и личности. Именно поэтому рядом с малышом должны быть люди, не только любящие его, но и знающие особенности раннего возраста. Вместе с мамой ребёнок делает первые шаги в детский сад. Теперь рядом с ним воспитатели и педагоги, те, кто поведёт его в мир познаний.
  
В первые три года жизни закладываются основы физического, умственного, нравственного развития ребёнка. Дети учатся тому, что будут использовать в течение всей жизни. Если взрослые на протяжении этого возрастного периода оказывают поддержку ребенку, он будет гораздо быстрее развиваться. Самое печальное, что потери в развитии в это время невосполнимы, они не компенсируются в полной мере в последующие периоды в жизни человека. А это значит, что потенциальные возможности к развитию, заложенные природой, остаются нереализованными.
  
От того, когда, как и какие условия мы создадим, зависит не только здоровье, физическое развитие крохи, но и эмоциональное, интеллектуальное развитие.
  
В муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении детском саду № 6 (улица Зои Космодемьянской 10 «А») разработана программа «РОСТОЧЕК» - группа раннего развития детей (лицензия регистрационный № ДДО-1153, выданная 16 декабря 2010 г.)

Данная программа имеет цель:

· Обеспечение социально-эмоционального, интеллектуального и личностного развития ребенка в процессе предметно-игровой деятельности
· Создание эмоционально-положительного настроя последующего пребывания их в ДОУ.

Отличительной чертой данной программыявляется совместная работа с родителями и детьми, что даёт возможность помочь родителям повысить психолого-педагогическую компетентность, повысить мотивацию к применению педагогических знаний, понизить уровень внутреннего напряжения, укрепить позицию взаимоотношений «родитель-ребёнок-педагог». В процессе совместной работы по программе родители получают новые знания и опыт в общении и воспитании детей.
  
Таким образом, обязательным условием работы по программе является активное взаимодействие родителей и педагогов. На первичном этапе освоения той или иной темы происходит информирование родителей, их обучение и привлечение к совместной деятельности. В дальнейшем роль родителей и активность на занятии переходит на первый план по сравнению с активностью педагога.
  
По окончанию программы педагогу достаточно осуществлять сопровождение семьи, т.е. оказание частичной помощи при необходимости.

В ходе достижения цели решаются следующие задачи:

1. Укрепление психического и физического здоровья детей, обеспечивающего эмоциональный комфорт каждому ребенку на основе изучения и анализа индивидуальности
2. Развитие и активизация общих движений, эмоционально-делового и предметного общения, предметных действий и предметной деятельности.
3. Интенсивное накопление пассивного словаря, стимуляция активной речи.
4. Овладение различными навыками в процессе подражания.
5.Формирование предпосылок к конструктивной и изобразительной деятельности.
6. Формирование у детей навыков общения со сверстниками и взрослыми в процессе совместной деятельности.
7. Взаимосвязь родителей и педагогов в едином пространстве группы.

Содержание работы:

   Группа кратковременного пребывания детей функционирует в период с сентября по май, три раза в неделю (понедельник, среда, пятница). Наполняемость группы до 10 человек, в возрасте от 1 года 6 месяцев до 2 лет. В группу принимаются дети с целью создания условий для индивидуализации личности ребенка и в дальнейшем - успешной адаптации ребенка в ясельной группе. Часы работы группы - с 11.30 до 12.00 часов.

Организация работы

   В первую очередь – развитие речи детей. Увеличивается пассивный и активный словарь малышей. Существенно изменяется понимание речи окружающих. Малыши овладевают разнообразными представлениями и понятиями об окружающем мире. Происходит сенсорное развитие. Также большое внимание уделяется развитию общей и мелкой моторики. Дети учатся правильно ходить и бегать, действовать с различными предметами, владеть руками, пальцами рук, выполнять движения в соответствии с текстом, организовывать движения в соответствии с ритмом музыкального сопровождения, речи, звуков. Практически каждое занятие включает блок художественно-продуктивной деятельности. Малыши знакомятся с разнообразными изобразительными материалами, учатся первым приемам рисования, лепки, аппликации, конструирования. Большое внимание уделяется воспитанию положительного отношения к данным видам деятельности, формирования интереса как к процессу, так и результату.

Методы и приемы, используемые в программе:

· Организационные;
· Наглядные: показ педагога, пример, наблюдение, рассматривание;
· Информационно-рецептивные: совместная деятельность педагога и ребенка;
· Репродуктивные: уточнение и воспроизведение известных действий по образцу;
· Словесные: убеждение, поощрение, беседа, объяснение, художественное слово.
· Практические: разъяснение, повторение, показ действий, самостоятельное выполнение;

Специфика

   Реализация комплекса занятий по программе поможет детям приобрести навыки, умения и опыт, необходимые для правилосообразного поведения в обществе, способствующего наилучшему развитию личности ребёнка и подготовке его к деятельности.
  
Участие родителей в процессе реализации программы развития их детей, даст родителям возможность:

* Повысить психолого-педагогическую компетентность в воспитании и процессе передачи детям необходимого опыта и знаний;
* Повысить мотивацию к применению педагогических знаний;
* Понизить уровень внутреннего напряжения;
* Укрепить позицию взаимоотношений «родитель-ребёнок-педагог».

Ожидаемый результат:

· Социальная адаптация ребенка;
· Представление ребенка об окружающем мире;
· Накопление сенсорного опыта;
· Развитие мелкой и крупной моторики;
· Становление и развитие речи ребенка;
· Развитие навыков общения со сверстниками и взрослыми.

Итогом работы является положительная динамика в развитии детских видов деятельности, речевом общении, успешная адаптация детей к условиям детского сада. Повышение психолого-педагогической компетентности родителей в воспитании, и процессе передачи детям необходимого опыта и знаний.
  
Более подробную информацию можно получить в МАДОУ детском саду № 6 (город Гусев, улица Зои Космодемьянской 10 «А» с 8.00 – 17.00 часов или по телефону 8-401(43)-3-15-09).



Телефоны администрации

8 (40143) 3-60-14

8 (40143) 3-60-15

8 (40143) 3-60-06

Официальный сайт Администрации муниципального образования "Гусевский городской округ"
© 2024, admgusev.ru
Top.Mail.Ru