Как пополнять словарный запас у детей 4-7 лет

    Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей.          Речевое развитие рассматривается, как развитие умений понимать и пользоваться языком: развитие фонематического слуха и звукового анализа, словаря, осознание состава слов, формирование грамматических категорий, развитие коммуникативных умений, умений и навыков связной речи. Игры, предложенные ниже, помогут развить речь Ваших детей, а также внимание, мышление, и научат их составлять предложения.

 

«Хвастунишки»

 

Цель: развитие речи, умения образовывать родительный падеж от существительного единственного числа.

         «Давай, играть в хвастунишек. Я говорю, что у меня один предмет, а ты отвечаешь, что у тебя много таких предметов».

Взрослый: «У меня один апельсин».

Ребёнок: «А у меня много апельсинов».

Взрослый: «У меня только одно яблоко».

Ребёнок: «А у меня много яблок».

Взрослый: «У меня одна машинка».

Ребёнок: «А у меня много машинок».

 

«Где стоит матрёшка?»

 

Цель: развитие речи, умения употреблять предлоги, навыков ориентирования в пространстве.

         На стол выкладываем различные предметы, хорошо знакомые ребенку. В середину ставим матрёшку и спрашиваем у ребёнка: «Где стоит матрёшка?». Ответ напрашивается сам: «На столе». Теперь задаём вопрос иначе: «Около чего стоит матрёшка?», «Рядом с чем стоит матрёшка?», «Перед чем стоит матрёшка?», «За каким предметом стоит матрёшка?», «Напротив, чего стоит матрёшка?» и т.д.

 

«Фантазёры»

 

Цель: развитие речи, мышления, освоение причинно-следственных связей.

         Предложим ребёнку пофантазировать и закончить предложение: «Если на улице лужи, то... (был дождь, нужно обуть на прогулку резиновые сапоги, взять зонтик и т.д.)», «Если выпал снег, то... (можно кататься на санках, лепить снеговика, играть в снежки), «Если съесть много мороженого, то...»

         Вполне вероятно, что в скором времени ребенок предложит Вам пофантазировать и закончить его предложение.

 

«Один и несколько»

 

Цель: развитие речи, внимания, умения образовывать формы слов во множественном числе.

         Для этой игры нам потребуются картинки с изображением одного и нескольких одинаковых предметов (конечно можно использовать и настоящие предметы).

         Ребенку мы отдадим картинки с изображением нескольких предметов, а у себя оставим одиночные. Показываем свою картинку и спрашиваем: «У меня есть груша, а у тебя есть груша?». Если ребёнок затрудняется, необходимо дать образец правильного ответа: «У меня яблоко, а у тебя яблоки»

         Целесообразно использовать изображение предметов, множественное число которых образуется с помощью разных окончаний: дом - дома, стул - стулья, сумка - сумки, пень - пни.

 

«Чьи покупки?»

 

Цель: закрепление обобщающих понятий, развитие словаря.

Для этой игры понадобятся игрушечный заяц и мишка, пакет, фрукты и овощи. Можно использовать картинки с изображением овощей и фруктов или муляжи. Предложите ребёнку послушать, что случилось с зайчиком и мишкой в одной истории.

         «Зайчик и мишка пошли в магазин. Зайчик купил фрукты, а мишка - овощи. Продавец сложил их покупки в один пакет, и зайчик с мишкой теперь никак не могут разобраться, кто из них что купил». Поможем зайчику и мишке? Ребёнок по очереди достаёт из пакета все предметы и объясняет, чья это покупка. В концы игры подводим итог: «Что же купил зайчик? Какие фрукты он купил? Что купил мишка? Какие овощи он купил?»

         В этой игре покупки могут быть самые разные: обувь и одежда, посуда и продукты питания, головные уборы и игрушки, инструменты и электробытовые приборы.

 

«Кто больше слов скажет»

 

         Цель: называть качества, признаки и действия животных, обращая внимание не только на внешний вид героев, но и на черты характера.

         Взрослый показывает ребенку картинку — например, белочку — и предлагает сказать о ней, какая она, что умеет делать, какая она по характеру, тем самым давая простор для подбора слов разных частей речи и называя не только внешние черты персонажа: белочка рыжая, пушистая, шустрая, быстрая, смелая, сообразительная; она карабкается на сосну, собирает грибы, накалывает их для просушки, запасает шишки, чтобы на зиму были орехи.

         Аналогично дается задание и про других зверят: зайчик — маленький, пушистый, пугливый, дрожит от страха; мышонок — с длинным хвостом, любопытный.

 

«Кого можно гладить»

 

Цель: познакомить детей с многозначным глаголом «гладить».

-       Помните, мы с вами говорили, что, ежа нельзя погладить. А кого можно погладить? (Зайчика, котенка, ребенка.) А что можно погладить? (Брюки, платье, юбку.) Каким одним словом все это назвать? (Одежда.)

Глажу платье утюгом,

А кота и кошку,

Что гуляют под окном,

Глажу я ладошкой.

-       Что делает котенок, когда его гладят? (Мурлычет, выгибает спинку). У каких предметов есть спина, а у каких спинка? У собачки, у дивана...

 

«Как сказать по-другому?»

 

         Цель: заменять многозначные слова в словосочетаниях.

-       Скажи по-другому! Часы идут... (ходят). Мальчик идет... (шагает).

Снег идет... (падает). Поезд идет... (едет, мчится). Весна идет... (наступает). Пароход идет... (плывет).

Закончи предложения. Мальчик пошел... Девочка ушла... Люди вышли... Я пришел... Саша идет медленно, а Вова идет... Можно сказать, что он не идет, а...

 

«Загадай загадку»

 

         Цель: развитие речи, памяти, воображения, мышления, внимания.

         Пробуем описать знакомый ребёнку предмет, не называя его.

Например, деревянный, прямоугольный, светлый, с дверцами, в него можно складывать вещи (шкаф).

Вкусное, румяное, наливное, сладкое, сочное, аппетитное, зелёное, из него можно приготовить варенье, компот, сок, растёт на яблоне (яблоко).

Он острый, опасный, металлический с деревянной ручкой, им можно резать хлеб (нож).

 

 

Приятных Вам совместных игр!

 

Кузнецова Т.В., учитель-логопед

МАДОУ «Детский сад № 11 Центр развития ребенка»

 

Статья подготовлена по материалам журнала

«Логопед в детском саду»



Телефоны администрации

8 (40143) 3-60-14

8 (40143) 3-60-15

8 (40143) 3-60-06