Эмоциональное благополучие дошкольников и оптимальные пути его достижения

Эмоциональное благополучие дошкольников

и оптимальные пути его достижения

    Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста играет важную роль. Ведь эмоции – это своеобразный калейдоскоп впечатлений и переживаний, с помощью которых ребенок взаимодействует с окружающим миром, одновременно познавая его.

    У ребёнка в возрасте 3 – 7 лет происходят качественные изменения в сфере эмоций, преобразуются взгляды на мир и отношения с окружающими. Малыши живо и непосредственно реагируют на всё происходящее. Старшие дошкольники со временем начинают осознавать и контролировать свои чувства.

    С развитием эмоциональной сферы качественно меняется сам внутренний мир ребёнка, который для достижения гармонии чувств и ощущений, а также для полноценной реализации личности в жизни должен быть ярким, комфортным и позитивным. Эмоциональная сфера при этом сама по себе стать совершенной не может.

    Уместно вспомнить феномен «засушенного сердца», открытый Л.С. Выготским. Под этим термином понимается черствость, обыденность или даже полное отсутствие чувств во взаимоотношениях людей.

    Подолгу находясь у телевизора или компьютера, мальчики и девочки стали меньше взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. А ведь именно общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Поэтому дети и становятся более эгоистичными, эмоционально изолированными, переутомленными и менее отзывчивыми к чувствам других. Кроме того, со стороны взрослых также не всегда встречается должное понимание и внимание к настроениям и переживаниям ребёнка.

    Условия обеспечения эмоционального благополучия детей

    Для обеспечения эмоционального благополучия детей необходимо:

    • Безусловное принятие каждого ребёнка взрослыми для развития у него жизненно важного чувства безопасности и уверенности в себе, в собственных силах;

    • Позитивность окружающей детей обстановки;

    • Равенство в отношениях между взрослым и ребёнком;

    • Обеспечение детям возможности свободно общаться со сверстниками;

    • Внимательное отношение и чуткая реакция на возникающие детские проблемы, тревоги и страхи;

    Игры для развития эмоциональной сферы детей

    В качестве эффективно работающих нестандартных игр можно предложить…

    Игра «Живые картинки». Игра способствует закреплению представлений детей об основных видах настроений и способах его выражения с помощью движений.

    Улыбающееся лицо – настроение веселое, можно порадоваться вместе, попрыгать.

    Спокойное лицо – отдыхаем, стоим на месте.

    Грустное лицо –мы расстроены, приседаем, закрывая глаза ладошками.

    Игра «Дорисуй портрет».

    Таким образом, в занимательной непринужденной форме упражняются в умении отличать проявления основных чувств человека и сопоставлять их с разными эмоционально окрашенными ситуациями.

    Главное в деле обеспечения эмоционального благополучия ребёнка – искренняя заинтересованность в успехе, а также единство взглядов значимых взрослых – родителей.

Седавных Г.Е., педагог-психолог

МАДОУ «Детский сад № 11 Центр развития ребенка»

Статья подготовлена по материалам журнала

«Справочник педагога-психолога»