Версия для слабовидящих На главную страницу Поиск по сайту Написать администратору сайта Карта сайта
Гусевский городской округ
Город
Власть
Законодательство
Бизнес
Муниципальные услуги
Инвестору
Пресс-центр
Образование
Новости
Статьи
План Мероприятий
Модернизация
Образовательные учреждения
Всероссийская олипмиада школьников (муниципальный этап)
Нормативные документы
Публичный доклад
Горячая линия
Мониторинг системы образования
"Наш ребенок"
Независимая оценка качества оказания услуг
Поиск по сайту:
Главная / Город / Образование / Статьи / КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ФОРМИРОВАНИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА С ОСОБЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ. РОЛЬ ВЗРОСЛЫХ В ЕЕ ОРГАНИЗАЦИИ

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ФОРМИРОВАНИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА С ОСОБЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ. РОЛЬ ВЗРОСЛЫХ В ЕЕ ОРГАНИЗАЦИИ

04.06.2019
    Игра – один из самых доступных детям видов деятельности, который может эффективно использоваться взрослыми в целях воспитания и обучения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.
    Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра.
    Игра формирует личность ребенка. Маленький ребенок – это деятель, и деятельность его выражается, прежде всего, в движениях. Первые представления о мире, вещах и явлениях приходят к ребенку через движения его глаз, языка, рук, через перемещение в пространстве, через взаимодействие с игрушками. Чем более разнообразная информация поступает в его мозг, тем интенсивнее протекает его интеллектуальное и психическое развитие. Развитость движений – один из показателей правильного нервно-психического развития. В игре не только выражаются наклонность ребенка и сила его души, но и сама игра имеет большое влияние на развитие детских способностей, а, следовательно, и на будущую судьбу.
    В игре дети имеют возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения. Чем старше становится ребенок, тем более значимой является педагогическая направленность игры на формирование его поведения, взаимоотношений с другими детьми, на воспитание активной позиции.
    Для обучения через игру существует множество подвижных и дидактических игр. Главная их особенность состоит в том, что задание предлагается детям в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом, познают свои физические возможности. Использование подвижных игр создает условия для того, чтобы ребенок научился владеть своим телом. Кроме того, подвижная игра – источник радости, одно из лучших средств общения взрослого с ребенком.
    В сюжетно-ролевой игре ребенок учится взаимодействию со сверстниками, самостоятельности. Этот вид игры способствует развитию речи и воображения ребенка. Включение в игру различных персонажей развивает детскую фантазию, способствует формированию речи. Также нельзя недооценивать позитивное влияние музыкальных игр, которые способствуют не только эстетическому воспитанию и развитию творческих способностей детей с ОВЗ, но и помогают формированию речевых и дыхательных, а также двигательных навыков, слухового восприятия и внимания.
    Детям с ограниченными возможностями здоровья очень полезны игры с водой, песком и другими природными материалами, так как такие действия не только привлекают многих из них, но и развивают тактильные ощущения, способствуют снятию напряжения. Особое значение имеют дидактические и развивающие игры, направленные на коррекцию и развитие основных высших психических функций ребенка (речи, мыслительной деятельности, восприятия, внимания, памяти, воображения).
    К развивающим играм с ребенком с ОВЗ не стоит относиться как к коррекционной деятельности, исправлению каких-либо недостатков. Игра – интересное и приятное занятие, отвечающее основным потребностям ребенка. Она дарит малышу первые победы, которые запомнятся на всю жизнь.
    Несмотря на значительную степень индивидуализации, организация игры для детей с ограниченными возможностями требует от родителей знания определенных общих принципов, закономерностей и правил. Еще до начала организации игровой деятельности детей с особыми потребностями необходимо знать следующее:
    1. Уровень развития вашего ребенка:
- Что умеет ваш ребенок, и какие игры ему нравятся?
- Какие проблемы есть у ребенка?
- Что ему пока не удается?
- Что получается хорошо?
- На какие навыки можно опереться?
- В чем проявляется повышенный интерес ребенка, что ему больше нравится, что вызывает положительные эмоции?
    2. Объем внимания ребенка:
- Качество речи, объем лексики, тяга к общению.
- Состояние эмоционально-волевой сферы.
    3. Состояние ребенка перед игрой:
- какое общее физическое состояние?
- степень возбуждения ребенка
- способность сконцентрироваться на игре
- общее настроение перед игрой.

    Цель игры для детей с ограниченными возможностями здоровья:
- предоставить определенный объем знаний, умений и навыков
- отвлечь от негативных раздражителей
- занять свободное время ребенка
    Если нам уже известен уровень развития ребенка, его состояние перед игрой и с какой целью мы проводим игру, то следует перейти к практическим действиям и поставить себе вопросы: Где? Когда? С чем? С кем?
    То есть определить:
- Место, где будет играть ребенок (где)
- Время, когда будет организовываться игра (когда)
- Материалы (игрушки, которые нужны для игры (с чем)
- Кто будет играть с ребенком, определить его партнеров по игре (с кем).
    Место, где будет играть ребенок, должно соответствовать характеру игры, ее целям, быть соответственно оборудовано и безопасно. Чаще всего игра организуется в комнате ребенка, в его уголке или во дворе, на детской площадке. Вполне понятно, что в комнате игры детей с ограниченными возможностями будут более спокойными, а во дворе - подвижными. Но в каждом отдельном случае место для игры должно быть подготовленным.
   Для этого необходимо:
- обеспечить его гигиену;
- сделать его, по возможности, просторным;
- изъять ненужные предметы,
-провести подготовку к конкретной игре: принести необходимые игрушки, вещи, расположить их так, как требует игра,
- убедиться в исправности игрушек и оборудования.
    Если игру планируем проводить на свежем воздухе, то в таком случае следует исключить возможность попадания в зону игры транспортных средств, бродячих животных, острых предметов, других вредных факторов.
Игра занимает большую часть жизни дошкольника, а поэтому обучение ребенка не может проходить вне игры. Любая детская игра – тихая или подвижная, групповая или индивидуальная, сюжетно-ролевая или словесная – может стать развивающей, если взрослый определит, какие способности и навыки ребенка она может развить и усовершенствовать, а также дополнительно обогатит ее дидактическими элементами, которые помогут эти навыки закрепить.

Суворова В.А., педагог-психолог МБУ «Центр 
психолого-педагогической реабилитации и коррекции» 
написано на основе материала 
 

Рейтинг@Mail.ru