Версия для слабовидящих На главную страницу Поиск по сайту Написать администратору сайта Карта сайта
Гусевский городской округ
Город
Власть
Законодательство
Бизнес
Муниципальные услуги
Инвестору
Пресс-центр
Образование
Новости
Статьи
План Мероприятий
Модернизация
Образовательные учреждения
Всероссийская олипмиада школьников (муниципальный этап)
Нормативные документы
Публичный доклад
Горячая линия
Мониторинг системы образования
"Наш ребенок"
Независимая оценка качества оказания услуг
Поиск по сайту:
Главная / Город / Образование / Статьи / Формирование слоговой структуры слова у детей 4-6 лет

Формирование слоговой структуры слова у детей 4-6 лет

14.05.2019

Слоговая структура слова – это взаиморасположение и связь слогов в слове. Иногда ребенок искажает слова не из-за плохого звукопроизношения, а по другой причине. Искажения бывают разными:

- сокращение слоговой структуры слова: моток-молоток;

- упущение слогообразующей гласной: пинино-пианино;

- увеличение числа слогов за счет вставки гласных в стечения согласных: команата-комната;

- вставка согласных: лимонт-лимон;

- сокращение стечения согласных: тул-стул;

- пропуск отдельных согласных: аренье-варенье.

Ребенок овладевает структурными особенностями слов родного языка в 3 года. К этому возрасту малыш способен воспроизводить структуру слова любой степени сложности. Конечно, слова сложной слоговой структуры, непонятные по смыслу детям, составляют исключения (паспортистка, квартиросъемщик и др). Ребенок может сделать попытку повторить незнакомое и трудное по звучанию слово. Например, при рассматривании аквариумных рыбок, он может сказать: «меченосец, макропод» и др.

Родителям нужно запастись терпением, не умиляться неправильному произнесению слова, а постараться, чтобы ребенок повторил его верно. Но этот метод подходит не всем. Возможно, положительных результатов долго не будет. Важно знать, что для становления слоговой структуры слова значимы такие неречевые процессы, как оптико-пространственная ориентация, темпоритмическая организация движений и действий, способность к серийно-последовательной обработке информации. Именно эти неречевые процессы служат базовыми предпосылками к усвоению слоговой структуры слова.

Что делать? Выполнять различные несложные (неречевые) задания.

Вот некоторые упражнения, которые можно выполнять с ребенком дома.

«Продолжи ряд (узор)»

Из готовых геометрических форм взрослый выкладывает начало ряда (треугольник, квадрат, круг, два круга, снова треугольник…). Ребенок должен уловить последовательность ряда и продолжить его.

«Зеркало»

Ребенок – «зеркало». Он повторяет за взрослым четко зафиксированную простую позу. Взрослый произносит: «Ну-ка, зеркальце, давай, тай за мною повторяй …». Затем уже ребенок показывает позу, а взрослый повторяет ее.

«Повтори ритм»

Мама говорит:

В гости мы шагаем,

Ритмы повторяем.

Затем взрослый хлопает и топает в определенном ритме, ребенок повторяет его. Это можно делать сначала медленно, затем быстрее. Можно одновременно проговаривать то, что делаете.

Обязательно поиграйте с ребенком в игры для ориентирования в схеме собственного тела, а также в пространстве комнаты.

«Ладошки»

Взрослый: «Ладошки вверх!» (Ребенок кладет на стол кисти рук ладонями вверх).

«Ладошки вниз!» (Переворачивает ладони)

«А теперь их на бочок!» (Ставит ладони на ребро)

«И зажали в кулачок!» (Сжимает кулаки)

«Голуби летели»

Ребенок кладет ладони на названную часть тела, а затем перекрестно меняет правую и левую руки местами.

Голуби летели, на плечи сели.

Местами поменялись

И вверх улетели.

Голуби летели, на бока сели.

Местами поменялись

И вверх улетели.

И т.д.

Можно сказать: уши, локти, пятки и т.д.

«Веселые игрушки»

Взрослый расставляет игрушки друг за другом. Говорит ребенку: «Скажи, кто первый?», «Назови игрушку, которая находится впереди куклы», «Назови игрушку, которая находится впереди мяча, но позади мишки». Для старших детей подойдет задание со сменой ролей. Пусть ребенок задает вам вопросы. Пофантазируйте, вам понравится играть со своим ребенком.

«Робот»

Ребенок – «робот». Он действует по команде. Взрослый говорит: «Вперед один шаг, стоп. Влево два шага, стоп. Назад три шага, стоп» и т.д., ребенок выполняет инструкцию.

«Узнай слово»

Ребенок рассматривает картинки, говорит, что на них изображено.

Вариант игры: «Узнай слово по первому слогу», «Узнай слово по последнему слогу».

«Курочка кудахчет»

Взрослый просит ребенка произнести, как кудахчет курочка: «ко», добавляем еще слог «шка». Желательно каждый раз спрашивать у ребенка: «Какое слово получилось?» «Что (кто) это такое (й)?» Пусть он объяснит полученное слово. Тогда вы поймете, сложились ли в голове ку ребенка слоги в слово.

Слова: кошка, кольца, кони, козы, кочка, корка, косы.

«Узнай слово по слогам»

Взрослый на столе раскладывает картинки, называет их. Проговаривает слова по слогам: «Мо-ло-ко». Спрашивает у ребенка: «Какое слово получилось?» Слова по слогам проговариваются очень медленно и так, как они звучат в речи (на «окаем»).

Осадченко Г.И., учитель-логопед МБУ «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции»

Статья подготовлена по материалам журнала «Логопед» № 3/2019 г. 

 

Рейтинг@Mail.ru