Где мамы проводят так много времени после рабочего дня? Конечно, на кухне – приготовить ужин и обед на завтра, накормить всю семью, перемыть и прибрать… А ребенок? Будет ли он ждать, когда мама будет готова поиграть с ним, почитать, помечтать? А может, не надо разделять эти процессы во времени и пространстве?
Общаться с ребенком здесь и сейчас, во время домашних дел на кухне. Что может получиться в результате?
• Мы поможем ребенку (и себе тоже) понять, что интересной, познавательной, развивающей и увлекательной может быть любая работа, любые предметы.
• Поможем ребенку проникнуть в суть обычных вещей, явлений и домашних событий.
• Поможем научиться терпению.
• Самым коротким и действенным путем научим важным домашним работам.
• Дадим понять, как заботимся о семье.
• Освоим современный способ обучения и развития ребенка – обучение естественным образом.
• Сделаем для ребенка сам процесс учения практичным (практикоориентированным).
• Станем ближе и интереснее другу другу, у нас появятся общие интересы. Пусть они очень «местного» значения, ценности-то от этого они не теряют!
Поэтому не прогоняйте ребенка из кухни!
«Вкусные слова»
Мама говорит: «Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга». По очереди называем слова и «кладем» их на ладошку.
Можно точно также поиграть в «сладкие», «горячие», «вареные», «растительные» слова.
Какие слова можно достать из борща? Кто больше назовет? (Картошка, лук, свекла и т.п.).
На слова можно «охотиться» «прицельно» (слова, которые можно «достать» из салата, винегрета, кухонного шкафа, плиты).
Как можно одним словом назвать прибор, который … варит кофе (режет овощи, чистит картофель, моет посуду, выжимает сок, убирает пыль)?
Образуем слово: «Из яблок получается сок …(яблочный), из груш – (грушевый), из слив, из вишни из…».
Справились? А теперь в обратном порядке: «Морковный сок получается из … (моркови), капустный – из …»
Выкладывая вместе принесенные из магазина покупки, предлагайте различные задания:
• В каких из этих предметов живёт звук «Р»? Если ребенок затрудняется можно ему подсказать: «В каРРРтошке или капусте? В яблоках или пеРРРсиках? В луке или огуРРцах?»
• В каких словах есть звук «Л»? (ТареЛка, Ложка, поЛка, виЛка, кастрюЛя).
• Назови все, что не будет готовить – варить или жарить.
• Что для тебя здесь самое вкусное?
• Что самое тяжелое (легкое)?
«Охотимся на цифры и буквы»
Мама обращается к ребенку: «Посмотри, где на кухне есть цифры. Назови их. Для
чего здесь цифры? Что они обозначают? В чем помогают?
А есть ли здесь буквы? Где ты их нашел? Зачем они? Есть ли такие буквы, как и в
твоем имени?»
«Придумывалки»
Мама говорит: «Давай придумаем сказку или историю про … старую кастрюлю
(бананы, картофелину, кухонные часы)».
Если ребенку нужны подсказки, задайте ему наводящие вопросы. Например: «Вот
картофелина. Как ты думаешь, откуда она взялась? А еще раньше? А когда она была в земле, кого она могла там видеть, с кем могла встретиться? Почему она выросла такая большая (кривая, коричневая)? Во что она хотела бы превратиться?»
Вот такие простые игры помогут развивать ребенка в естественных ситуациях.
Желаем удачи!
Садыкова Е.В., старший воспитатель МАДОУ «Детский сад № 11
Центр развития ребенка».
Статья подготовлена по материалам пособия Л. Свирской
«Работа с семьёй: необязательные инструкции».