Развитие образной речи у старших дошкольников

Развитие речи, обучение родному языку – главная задача интеллектуального развития ребенка. Исследователь, которые занимаются вопросами развития детской речи, отмечают, что основным условием успешного обучения дошкольников является своевременное и полноценное формирование речи.

Обучение родному языку, в том числе развитие образной речи, - одна из главных задач подготовки детей к школе. Ведь речь – средство уникальное, универсальное и незаменимое – развивается как основа многих видов человеческой деятельности.

Одна из актуальных проблем развития речи старших дошкольников – формирование образных средств языка, которые способствуют более точной и выразительной передаче смысла речевого высказывания.

Образная речь – иносказательная речь, связывающая с называемым предметом ряд побочных представлений, вызывающих то или иное эмоциональное переживание.

Развитие образной речи является важной составляющей частью воспитания культуры речи в широком смысле этого слова, норм литературного языка, умение передавать свои мысли, чувства, представления в соответствии с целью высказывания содержательно, грамматически правильно, точно и выразительно. Речь становится образной, непосредственной и живой в том случае, если у ребенка воспитывается интерес к языковому богатству, развивается умение использовать в своей речи самые разнообразные выразительные средства: сравнение, метафору, гиперболу, иронию.

2015 год объявлен в России годом литературы. И это не случайно. Ведь не секрет, что у нас растет поколение не читающих людей. Домашнее чтение заменяется просмотром телепередач и компьютерными играми. Без знания литературы невозможно многое понять. Литература помогает передать каждому последующему поколению людей те нравственные, культурные и духовные ценности, без которых не существует народа. Читая текст, мы в своем сознании создаем образ. И чем ярче написан этот текст, тем нам легче создать его образ.

Уже в старшем дошкольном возрасте появляется способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, как бы становится на место героя. Например, вместе с образами поэтических произведений дети испытывают чувство страха в напряженные драматические моменты и чувство облегчения, удовлетворения – при победе справедливости. Поэзия привлекает ребенка не только своей яркой формой, но и смысловым содержанием.

Важнейшими источниками развития образной речи являются произведения художественной литературы, детского народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы. Чтение литературных произведений раскрывает перед детьми неисчерпаемое богатство русского языка.

Уникальным примером образности языка являются сказки А. С. Пушкина, пейзажная лирика поэта. Важно при ознакомлении старших дошкольников с творчеством А. С. Пушкина активизировать чувственное восприятие художественного слова, способствовать образному восприятию стихотворений, раскрыть авторское отношение у образу, воспитывать чувство прекрасного, интерес к образной речи.

Творчество А. С. Пушкина открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. У детей развивается мышление и воображение, обогащение эмоций, даёт прекрасные образцы русского литературного языка.

Огромно их воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так, как, расширяя знания ребёнка об окружающем мире, сказки и стихи А. С. Пушкина воздействуют на личность малышей, развивают умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.

Уважаемые родители!

Вводите ребенка в волшебный мир творчества великого русского поэта А. С. Пушкина. Как можно больше читайте детям.

1.jpg

Воспитатель МАДОУ детского сада №14

Коротких Людмила Ивановна



Телефоны администрации

8 (40143) 3-60-14

8 (40143) 3-60-15

8 (40143) 3-60-06

Официальный сайт Администрации муниципального образования "Гусевский городской округ"
© 2024, admgusev.ru
Top.Mail.Ru